Регистрация / Вход
Прислать материал

Социальные медиа в публичной дипломатии США

Сведения об участнике
ФИО
Уксусова Арина Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Политические науки
Тема
Социальные медиа в публичной дипломатии США
Резюме
В настоящем исследовании на основе метода количественного контент-анализа проанализирована деятельность американского внешнеполитического ведомства – Посольства США в России, в социальных медиа, направленная на продвижение и достижение политических, экономических, культурных и иных целей американской публичной дипломатии в России. По итогам исследования сделаны выводы о характере, стратегии и тактике цифровой дипломатии США в таких популярных социальных сетях и сервисах Рунета как «Twitter», «Facebook», «Instagram», «YouTube», «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Ключевые слова
публичная дипломатия, цифровая дипломатия, социальные медиа, внешняя политика, «обратная связь»
Цели и задачи
Цель данного исследования – дать объективную оценку роли социальных медиа в публичной дипломатии США на основе анализа активности в социальных сетях Рунета Посольства США в Москве, как важнейшего дипломатического ведомства, в задачи которого входит реализация программ американской цифровой дипломатии в России.
Задачами данного исследования являются:
• мониторинг и анализ контента официальных страниц Посольства США в Москве в наиболее популярных социальных медиа Рунета;
• выявление главных направлений активности данного дипломатического ведомства;
• Идентификация характера диалога между Посольством США в Москве и российскими пользователями и блоггерами (netcitizens) ;
Введение

 

Актуальность обращения к цифровой дипломатии США в России обусловлена спецификой ее функционирования в Рунете, неоднозначностью её влияния на российских пользователей на фоне негативных тенденций современного состояния российско-американских отношений. 

Американский опыт Интернет-дипломатии крайне важен для России в контексте достижения основополагающих внешнеполитических целей и формирования привлекательного имиджа нашей страны за рубежом. Формат активности США в социальных сетях может выступить в качестве модели для развития собственно цифровой дипломатии РФ, которая сегодня отличается слабой конкурентоспособностью, недостаточно развитой структурой, сталкивается с проблемами в деле продвижения позитивного образа страны.

Методы и материалы

В рамках исследования был использован метод количественного контент-анализа, цель которого - проследить основные тенденции и зафиксировать специфические черты активности Посольства США в Москве в наиболее популярных среди российских пользователей социальных сетях: Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, ВКонтакте, Одноклассники.

В течение четырнадцати дней  проводился анализ информационных сообщений, размещенных  американским посольством в России в социальных медиа, на основании которого оценивалось тематическое содержание контента и характер «обратной связи» между внешнеполитическим ведомством и пользователями социальных сетей, выражающийся в количестве отметок «Мне нравится», ретвитах, комментариях и т.д.

Описание и обсуждение результатов

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что наиболее популярные  сюжеты информационных сообщений  Посольства США в Москве  посвящены  вопросам общественно-политического характера, а также  различным культурным событиям.  Подобная стратегия американского диппредставительства свидетельствует о желании американского правительства оказывать влияние на внутриполитические процессы в России, а также стремлении продвигать положительный образ США в нашей стране (например, за счет «приобщения» пользователей сетей к американской культуре).

Анализ ответной реакции целевой аудитории  на информацию, размещенную на официальных страницах и аккаунтах Посольства США в Москве, позволил определить  социальные медиа, в которых лидирует тот или иной компонент «обратной связи». Так, по количеству комментариев выделяется официальная страница американского диппредставительства в «Одноклассниках»; а  наибольшее число отметок «Мне нравится» можно обнаружить на  его официальной странице в «Facebook». Такие высокие количественные показатели ответной реакции российских пользователей позволяют сделать вывод о высокой степени активности российской интернет-аудитории на официальных страницах Посольства США в Москве, обусловленной желанием россиян дискутировать по поводу наиболее интересующих их вопросов и высказывать собственные позиции в отношении того или иного предлагаемого контента, который зачастую расценивается российскими пользователями как антироссийский.

Что касается копирования информационных сообщений Посольства США рядовыми пользователями, то по этому показателю «обратной связи», сервис микроблогов «Twitter» значительно превосходит своих конкурентов. Подобный факт  позволяет говорить о его серьезном потенциале с точки зрения охвата аудитории в процессе реализации программ цифровой дипломатии. 

Обращают также на себя внимание попытки американских дипломатических сотрудников вступать в диалог с российскими пользователями социальных медиа. С нашей точки зрения, такой подход весьма важен, поскольку создает между дипломатами и пользователями необходимую в публичной дипломатии  атмосферу взаимного доверия и уважения.

Исследование цифровой дипломатии США в  РФ на примере деятельности Посольства США в Москве продемонстрировало мощный потенциал американской цифровой стратегии, многогранность её характера, многовекторность тактики, всеобъемлющий характер влияния на российских пользователей и активности в социальных сетях Рунета.

Мы полагаем, что Российская Федерация, тщательно изучив и проанализировав концепции Интернет-дипломатии США как наиболее актуального сегодня формата публичной дипломатии, могла бы использовать наиболее успешные стратегии американской цифровой дипломатии, в том числе и в сфере продвижения своего культурного влияния за рубежом. 

Используемые источники
1. Марчуков А.Н. Социальные медиа в публичной дипломатии: монография / Марчуков А.Н.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - 68 с.
2. Цветкова Н.А. Программы WEB 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: политика, экономика и культура, № 3, 2011, C.109-122.
3. Ярыгин Г.О., Цветкова Н.А. Netcitizens как новая целевая аудитория Интернет-дипломатии США. Вектор науки ТГУ. № 3 (21), 2012. С. 207-211.
4. Cull N. The Long Road to Public Diplomacy 2.0: The Internet in U.S. Public Diplomacy // International Studies Review. 15(1), 2013. pp. 123–139.
5. Nye J. Soft Power: The Means of Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Press, 2004.
6. U.S. Embassy Moscow. Official Facebook account.:[Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/russia.usembassy (Дата обращения: 29.05.2016)
Information about the project
Surname Name
Uksusova Arina Sergeevna
Project title
Social media in the U.S. public diplomacy
Summary of the project
In present research, using the methods of quantitative content analysis, we examined the activity of the U.S. Embassy in Russian Federation in social media, which aimed at promoting and achieving political, economic, cultural and other goals of American public diplomacy in Russia. We drew the conclusions about character, strategy and tactics of the U.S. digital diplomacy in such popular social media and services of the Runet as Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, VKontakte and Odnoklassniki.
Keywords
public diplomacy, digital diplomacy, social media, foreign policy, feedback