Регистрация / Вход
Прислать материал

Использование электронных образовательных ресурсов в логопедической практике

Сведения об участнике
ФИО
Мельникова Екатерина Евгеньевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Использование электронных образовательных ресурсов в логопедической практике
Резюме
Исследовательский проект посвящен проблеме поиска рациональных путей и эффективных условий использования электронных образовательных ресурсов в логопедической практике. Приведены результаты изучения особенностей использования ЭОР логопедами образовательных организаций Республики Мордовия. Представлены доказательства ценности ЭОР как средства усиления эффективности процесса логопедического сопровождения субъектов образования. Определены сложности применения ЭОР логопедами образовательных организ. Установлена дифференциация групп логопедов с учетом степени сформированности компетенций использования ЭОР. Предложены потенциальные варианты разрешения проблемы.
Ключевые слова
Логопедия, электронные образовательные ресурсы, образовательная среда, логопедическое сопровождение, субъекты образования
Цели и задачи
Цель: Поиск рациональных путей и эффективных условий использования ЭОР в логопедической практике.
Задачи: Анализ информационных источников с целью установления современного состояния изученности обозначенной проблемы.
Определение содержания и технологии исследовательской работы.
Апробация разработанного диагностического комплекса.
Выявление особенностей использования ЭОР в логопедической практике.

Введение

Актуальность исследовательского проекта определяется: во-первых, социальной значимостью оптимизации работы логопедов образовательных организаций в контексте достижений современной педагогики; во-вторых, необходимостью использования инновационных средств логопедического сопровождения и неоспоримым потенциалом ЭОР для лиц с тяжёлыми нарушениями речи.

Методы и материалы

В экспериментальном исследовании задействованы: логопеды образовательных организаций Республики Мордовия. Опытно-экспериментальная работа реализована в аспекте решения таких основных задач, как: во-первых, выявления особенностей применения электронных образовательных ресурсов учителями-логопедами; во-вторых, установления рациональных организационных форм и эффективных способов применения ЭОР в системе взаимодействия «учитель-логопед – субъекты образования». Задачи эксперимента определили его методы и направления исследовательской деятельности.

Основой исследования на первом этапе явились психодиагностические методы. Осуществлено анкетирование и интервьюирование логопедов, ориентированное на определение степени развития у них одного из обязательных трудовых действий: «…применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи». Разработанный комплекс включал две группы вопросов: первая группа – направлена на выяснение общих сведений о специалисте, в том числе и общей теоретико-методической подготовке; вторая группа – на прямое и косвенное изучение деятельности специалистов в контексте использования ЭОР и готовности к их проектированию. Практический аспект исследовательской работы второго этапа ориентирован на систематизацию и интерпретацию экспериментальных материалов.

Описание и обсуждение результатов

В консультативной, культурно просветительской и методической работе логопеды используют IT-ресурсы для работы с большими объемами информации; для оформления отчетной и текущей документации; для самообразования; для создания электронных банков данных; для создания медиатек и наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям; для создания и тиражирования дидактического материала; для создания блога / сайта. Осуществляется работа с электронными документами: планы работы / циклограммы деятельности, журналы учета / мониторинга, журналы рабочих контактов, отчеты, речевые карты и логопедические дневники информационные интернет – ресурсы. При использовании образовательных порталов и сайтов логопеды знакомятся с инновациями в научном и методическом обеспечении процесса логопедического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обмениваются опытом, подбирают дидактический материал. В диагностической деятельности применяется достаточно ограниченный ряд специализированных программ. Наиболее популярными ЭОР в коррекционно-педагогической деятельности являются электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике.

При попытках использования ЭОР логопеды сталкиваются со многими сложностями: недостаточностью материально-технической обеспеченности логопедических служб, малой степенью наполнения электронных библиотек учебной, научной и методической литературой; необходимостью самостоятельное проектирования ЭОР для поддержки образовательного процесса; повышением требований к педагогическим кадрам в условиях обновления и нарастающей информатизации образования и уровнем компетентности педагогов в проектировании ЭОР. У практикующих логопедов наблюдается дефицитарность опыта инновационного использования и проектирования ЭОР. Отсутствует возможность пройти в Республике Мордовия полноценные курсы, обеспечивающие обучение проектированию ЭОР для нужд логопедической практики.

Результаты опытно-исследовательской работы предоставляют возможность дифференциации групп логопедов на основании учета степени сформированности компетенций использования ЭОР: первая группа логопедов свободно использует ЭОР в логопедической практике; у второй группы отмечается недостаточная степень сформированности компетенций – процесс использования ЭОР затруднен, однако логопеды обладают потенциальной готовностью к осуществлению данного трудового действия; логопедов третьей группы характеризует отсутствие мотивационной и технологической готовности к осуществлению данного трудового действия. Для выхода логопедов первых двух групп на новый, качественно иной уровень использования ЭОР, возможны два пути: самообразование и прохождение программ повышения квалификации в обозначенной сфере.

Используемые источники
1. Лапёнок, М. В. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося школы с использованием электронных образовательных ресурсов / Педагогическое образование в России. – 2012. – №6. – С. 60–63.
2. Макеева, В. В. Теоретическое обоснование реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении школьников с использованием электронных образовательных ресурсов / В. В. Макеева // Педагогическое образование в России. – 2013. – №3. – С. 153–157.
3. Макушкин, С. А. Системы оценки качества образовательных электронных изданий и ресурсов, используемые в образовательном процессе организации / Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – №1 (14). – С. 209–214.
4. Молостова, О. В. Электронные образовательные ресурсы в образовании / Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2015. – №5. – С. 46–49.
Information about the project
Surname Name
Melnikova Ekaterina
Project title
The use of electronic educational resources in speech therapy Paktika
Summary of the project
The research project is devoted to the problem of finding efficient ways and effective conditions for the use of electronic educational resources in speech therapy practice. The results of the study of using e-learning resources speech therapists educational institutions of the Republic of Mordovia. The evidence of the value of the ESM as a means of enhancing the efficiency of the process logopedic support of subjects of education. Identified the challenges in the application of the ESM speech therapists educational organiz. Installed the differentiation of the groups of speech therapists, depending on the degree of competence of using e-learning resources. Proposed potential options for resolving the problem.
Keywords
Speech therapy, electronic educational resources, educational environment, speech therapy support, the subjects of education