Регистрация / Вход
Прислать материал

Речедвигательная гимнастика как важнейшее средство коррекции нарушений звукопроизношения у детей

Сведения об участнике
ФИО
Любалина Анастасия Андреевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Речедвигательная гимнастика как важнейшее средство коррекции нарушений звукопроизношения у детей
Резюме
В работе дается обоснование необходимости использования речедвигательной гимнастики в ходе формирования правильного звукопроизношения у детей с речевыми расстройствами. Применение речедвигательных упражнений как метода коррекции звукопроизношения, способствует повышению познавательной активности детей, тренировке общей, мелкой и артикуляционной моторики, благотворно сказывающейся на состоянии звукопроизношения. Как существенный метод коррекции речевых нарушений, речедвигательная гимнастика эффективна наряду с традиционными логопедическими методами.
Ключевые слова
Речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика
Цели и задачи
Изучение влияния речедвигательных упражнений на формирование правильного звукопроизношения у детей.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;
2) выявить состояние звукопроизносительной стороны речи у детей;
3) проследить влияние применения упражнений речедвигательной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей в условиях логопункта.
Введение

Движения органов речи являются специфическими, т.к. речевая деятельность социально направлена и служит основным средством взаимодействия с окружающими. От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит комфортность коммуникации.

У детей с нарушениями произношения отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций,  сложности переключения органов речи при произношении. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

Чтобы эффективно осуществлять коррекцию произношения целесообразно применять упражнения речедвигательной гимнастики для стимуляции  моторной сферы ребенка, которая является важнейшим компонентом речи.

Методы и материалы

Описание методов и материалов. Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включает следующие методы:

Организационные методы:

  1. Сравнительный метод исследования (сравнение результатов, полученных до и после проведения формирующего эксперимента).

Эмпирические методы:

  1. Обсервационный метод исследования (наблюдение за характеристиками движений органов артикуляции во время исследования);
  2. Метод эксперимента (естественный);
  3. Психодиагностические методы исследования (беседа);

Количественный и качественный анализ данных:

  1. Обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Интерпретационные методы:

  1. Исследование связей между изучаемыми явлениями.

В ходе экспериментального исследования использовались методические разработки таких авторов как Т.М. Власовой и А.Н. Пфафенродт, Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, Е.В. Мазановой, А.Я. Мухиной.

Описание и обсуждение результатов

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что ни у одного ребенка экспериментальной группы (ЭГ) не был выявлен высокий уровень развития звукопроизношения. У 16 детей, т.е. у большинства, выявлен средний уровень, что составляет 80%; у 4 детей – низкий уровень развития звукопроизношения, что составляет 20%.

В ходе формирующего эксперимента ЭГ была разделена на две подгруппы: экспериментальная группа 1 (ЭГ1) – 10 детей, принявших участие в эксперименте, и контрольная группа1 КГ1 – 10 детей, занимавшихся с логопедом дошкольного учреждения.

В ходе контрольного эксперимента было определено, что у 3 детей ЭГ1 был выявлен высокий уровень сформированности звукопроизношения (30%), в то время как в КГ1 только 2 детей показали высокий уровень (20%); средний уровень сформированности звукопроизношения выявлен у 6 детей ЭГ1 (60%) и у 6 детей КГ1 (60%); на низком уровне сформированности остался 1 ребенок ЭГ1 (10%) и 2 ребенка из КГ1 (20%).

Эти данные указывают на то, что применение речедвигательной гимнастики при коррекции звукопроизношения является эффективным средством, наряду с традиционными логопедическими методами.

Материалы работы были изложены на студенческой научно-практической конференции № 64 СмолГУ (16.04.2016 года)  в секции «Актуальные проблемы логопедии» (диплом I степени).

Используемые источники
1. Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / под ред. Г.В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. — 240 с.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высших учеб. Заведений. – М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. – 272 с.
4. Марютина Т. М., Кондаков И.М. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: МГППУ, 2004. – 234 с.
5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика: [для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. - пед. фак. вузов] / А.Я. Мухина. – М.: Аст: Астрель, 2009. – 128 с.
Information about the project
Surname Name
Lyubalina Anastasia
Project title
SPEECH-AND-MOTOR GYMNASTIC AS AN THE MOST IMPORTANT WAY OF CORRECTION CHILDREN’S FAULTY PRONUNCIATION
Summary of the project
The article contains justification of using speech-and-motor gymnastic in a process of forming the correct pronunciation among children with speech disorders. The use of speech-and-motor exercises as a way to correct faulty pronunciation helps increase cognitive activity of children, has beneficial impact on condition of sound pronunciation. As if significant way to correct faulty pronunciation speech-and-motor gymnastic is effective as well as traditional speech therapy methods.
Keywords
speech-and-motor gymnastic, pronunciation, general motor skills, fine motor skills, articulatory skills