Регистрация / Вход
Прислать материал

ЮМОР В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ

Сведения об участнике
ФИО
РОКОТЯНСКАЯ ЛЮДМИЛА ОЛЕГОВНА
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Философские науки
Тема
ЮМОР В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ
Резюме
Данная работа посвящена изучению феномена юмора, его природы и общественных функций. Юмор рассматривается как один из элементов развития мышления и социокультурного существования человека. Исследуется вопрос о соотношениях юмора и культуры, юмора и игры. Отдельное внимание уделено рассмотрению вопроса о корректирующей роли смеха в развитии общества и культуры. Исследована история изменения отношения к смеху и юмору в религиозной и философской мысли. Заключительная часть данной работы посвящена перспективам изучения современного "живого" юмористического материала, в особенности юмора социальных сетей, обозначены теоретические и технические проблемы подобных исследований.
Ключевые слова
игра, культура, ролевые стереотипы, юмор, смех, творчество, интернет, социальные сети.
Цели и задачи
- Исследовать природу соотношений юмора и культуры, юмора и игры.
- Рассмотреть границы корректирующей роли смеха и юмора в развитии общества.
- Изучить перспективы и проблемы изучения современного юмора.
- Проанализировать юмористический контент современных социальных сетей.
Введение

Юмор, часто воспринимающийся как явление несерьезное, представляет собой важнейший инструмент социального взаимодействия. Большинство исследователей сходится во мнении, что смех - явление социокультурное. Мы редко смеемся в одиночку. Зависимость между юмором и обществом - двусторонняя. Юмор невозможен без социального контекста, при этом сам влияет на общество. В большинстве случаев юмор понятен лишь в рамках своего времени - ведь, он имеет свойство безнадежно устаревать. Интернет-технологии сегодня предоставляют уникальную возможность уловить "живые" шутки.  Особый инетерес представляет изучение "народного творчества" социальных сетей, являющегося уникальным индикатором общественного мироощущения.

Методы и материалы

Теоретичской базой исследования являются работы Й. Хейзинги, Р. Кайуа, А. Бергсона, З. Фрейда, Л.Н. Столовича, А. Кестлера, А.Г. Козинцева, М.Т. Рюминой, Дж. Морреала.

Выявлены технические и теоретические проблемы изучения юмора социальных сетей. В качестве первоначальной базы исследования предложен метод личного наблюдения.

В качестве образца подобного наблюдения за содержанием шуток своего времени рассмотрено эссе английского писателя Джорджа Оруэлла "Искусство Дональда Макгилла" (1941г.), посвященное анализу юмористических открыток середины ХХ века.

Из всех социальных сетей для целей данного исследования выбрана сеть "Вконтакте". Согласно статистическим данным, она занимает в России первое место по объему аудитории, количеству активных "пишущих" пользователей и общему объему контента. В отличие от остальных социальных сетей, "Вконтакте" обладает относительно стабильной гендерной структурой: 41,9% пользователей - мужчины, 58,1% - женщины. А также, это самамя "молодая" социальная сеть - большинство пользователей еще не достигло возраста 35 лет (26,8% - до 18 лет; 35,3% - 18-24 лет; 30,5% - 25-34 лет).

 

Описание и обсуждение результатов

Юмор всегда реагировал на наиболее значимые события политической и экономической жизни - сегодня наличие интернет-технологий лишь ускоряет данную реакцию. То, что непосредственно затрагивает и огорчает каждого жителя страны, является и наиболее популярным поводом для смеха. Приведем ряд примеров:

"Фразу "Нужно еще немного потерпеть" скоро запишут в конституцию РФ"

"Доллар по 84. Мы хоть с вами пожили немного, шаурмы вдоволь поели. А нынешнее поколение вообще ничего кроме лебеды есть не будет".

"Правительство отметило резкое падение доходов населения. Отмечали в узком кругу, скромно. К столу подавали только Dom Perignon  и нормандских устриц".

Учитывая возраст аудитории социальной сети, актуальны остроты не столько о семейной жизни (как это было в "оруэлловские" времена), сколько о трудностях в выстраивании любовных и дружеских отношений. Традиционное для общества требование выйти замуж/жениться и завести детей не позднее определенного возраста, напротив, высмеиваться как устаревший стереотип.

Имеется и "сезонный юмор", связанный с подготовкой к экзаменам и зачетам. Сезонными для России так же являются шутки о странностях погоды.

Можно выделить и совершенно особенные юмористические мотивы:

(1) Недосып, короткие выходные, нелюбовь к понедельникам и обожание пятниц. Серость будней и общая усталость. Приведем несколько примеров:

"Иногда мне кажется, что я могу все. А потом кофе перестает действовать".

"Раньше я не любил спать, потому что, когда ты засыпаешь, ты на восемь часов как бы выпадаешь из реальности. Сейчас я очень люблю спать, потому что, когда ты засыпаешь, ты на восемь часов как бы выпадаешь из реальности".

"Я очень люблю спать. Я всегда хочу спать. Спать не предаст. Спать не ранит. Я помешан на спать. Я бы всегда спал. Я бы добавлял спать в чай".

"Сегодня один из тех дней, когда даже моему кофе нужен кофе".

(2) Трудности социальной адаптации, потерянность, сложность в поиске собственного смысла существования, необходимость отвечать требованиям "взрослости", успешности, которые предъявляют молодым людям общество в лице старшего поколения родственников:

"18 лет - вы прожили демо-версию своей жизни. Чтобы жить дальше надо платить".

"Пожилые люди на свадьбах постоянно похлопывали меня по плечу и говорили, что я следующий. Поэтому я стал делать тоже самое, только на похоронах".

"Найди работу, как хочет папа. Выйди замуж, как хочет мама. Роди детей на радость бабушке. Убедись, что все остальные счастливы, застрелись".

"Хочу завести собаку, мне говорят - подумай, это же такая ответственность. Хочу сделать татуировку, говорят - не спеши, это же на всю жизнь. Зато детей - давай-давай, рожай скорее. А дети это не ответственность? и не на всю жизнь?"

Юмор социальных сетей - уникальный индикатор актуальных общественных  настроений, требующий глубокого изучения. Его связь с бессознательными процессами мышления, позволяет уловить "живые" проблемы населения страны.

Используемые источники
1. Бергсон А. Смех. М.: Издательство «Искусство», 1992
2. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007.
3. Козинцев А.Г. Человек и смех. СПб.: Алетейя, 2007.
4. Оруэлл Дж. Искусство Дональда Макгилла. 1941.
5. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010.
6. Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. - С.-Петербург - Тарту, 1999.
7. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Пер. с нем. Р. Додельцева. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
8. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
9. Koestler A. The act of Creation. - London: Hutchinson & Co (Publishers) Ltd, 1964.
10. Morreall J. The comic and tragic visions of life. // HUMOR: International Journal of Humor Research. 1998. Vol. 11-4. P. 333-355.
Information about the project
Surname Name
ROKOTYANSKAYA
Project title
HUMOR IN SOCIAL AND CULTURAL DYNAMICS
Summary of the project
The project is devoted to humor phenomenon and its' relation to the socio-cultural environment.
Keywords
play, culture, stereotypes, humor, laughter, creation, Internet, social networking services.