Регистрация / Вход
Прислать материал

Развитие Забайкальской железной дороги в начале ХХ века

Сведения об участнике
ФИО
Норполова Ольга Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Исторические науки
Тема
Развитие Забайкальской железной дороги в начале ХХ века
Резюме
На основе архивных документов, хранящихся в фондах Государственного архива Забайкальского края и документов музея забайкальской железной дороги, анализирует развитие и значение забайкальской железной дороги во время Китайского похода и русско-японской войны. В работе дается характеристика некоторых аспектов, касающихся пропускной способности, грузовых перевозок и подвижного состава забайкальской железной дороги. Дается анализ увеличения железнодорожных путей, строительства новых станций и увеличение объемов перевозок от момента строительства дороги до окончания русско-японской войны.
Ключевые слова
забайкальская железная дорога, перевозки, мобилизация, эшелоны, Дальний Восток, Сибирская магистраль, Байкальская переправа, русско-японская война
Цели и задачи
Целью работы является изучение Забайкальской железной дороги в начале ХХ века.
Достижение цели автор предлагает через решение следующих задач:
1. Рассмотреть Забайкальскую железную дорогу во время транспортировки российских войск в Китай
2. Изучить процесс эвакуации военных с театра военных действий
3. Проанализировать готовность перехода Забайкальской железной дороги на военный режим
4. Выявить количество военных грузов и воинского эшелона по Забайкальской железной дороге
5. Рассмотреть режим работы Забайкальской железной дороги.
Введение

Забайкальская железная дорога является главной артерией всей Сибири: это связь с Центральной Россией, равно как и один из основных способов перевозки пассажиров и грузов. С ее помощью развивался весь Дальний Восток и вся Россия, поскольку здесь сосредоточилась главная сфера влияния над Китаем. Именно это явилось камнем преткновения, приведшим к военным действиям между Российской империей, Японией и Китаем, что потребовало от железной дороги огромнейших усилий в мобилизации российских войск и перевозке военных и продовольственных грузов.

 

 

Методы и материалы

При выполнении работы автор исходил из требований системного и комплексного подходов к исследованию. Методологической основой  работы послужили принципы историзма и научной объективности, позволившие осуществить достоверность полученных результатов. Принцип системности применительно к исследованию является важным в рассмотрении основных компонентов исторического процесса, как в отдельности, так и во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, что позволило последовательно и логически установить структурные связи между элементами исследуемой работы.

Принцип научной объективности предполагает отказ от пристрастности и предвзятости. Он позволяет окунуться в рассматриваемую эпоху, выявить роль Забайкальской железной дороги в организации похода в Китай и во время русско-японской войны. Для достижения объективности исследования осуществлялась работа с известным количеством источников, сопоставления разных точек зрения на рассматриваемую проблему.

Описание и обсуждение результатов

На основе данного проекта составленная музейная лекция, презентация кторорой прикрепленна к заявке , в 2015 году по данной теме состоялась защита дипломной работы, также вышли в свет 3 научных статьи содержание которых основывалось на данном проете.

Используемые источники
Источниками по теме исследования стали документы Государственного архива Забайкальского края фонд №206 (Управление Забайкальской железной дороги (1900 – 1920гг.)), Фонд №13 (Военные губернаторы Забайкальской области (1851 -1917гг.)) Фонд №288 (Полевой запасный госпиталь №99) представлен данными о госпитализации военнослужащих с мест сражений.
Газеты: Иркутское издание «Восточное обозрение» 1905 г.,
Хроника «Забайкальских епархиальных ведомостей» №17 за 1900г.
Журнал «Летопись войны с Японией» за 1904 г.
Материалы фондов ГАЗК, периодики и печатные труды позволили проанализировать деятельность Забайкальской железной дороги с начала ее постройки и эксплуатации во время похода русских в Китай и русско-японской войны.
Information about the project
Surname Name
Norpolova Olga Sergeevna
Project title
the Development of the TRANS-Baikal railway in the 20th century
Summary of the project
On the basis of archival documents stored in the funds of the State archive in Zabaykalsky Krai and documents of the Museum of TRANS-Baikal railway, analyzes the development and significance of TRANS-Baikal railway during the Chinese campaign and the Russo-Japanese war. In paper characterizes some aspects concerning the bandwidth, freight, rolling stock TRANS-Baikal railway. Provides an analysis of the increase of Railways, construction of new stations and the increase in traffic from the construction of the road to the end of the Russo-Japanese war.
Keywords
the Transbaikalian railway, transportation, mobilization, the trains, the far East, Siberian railway, Baikal crossing, the Russo-Japanese war