Регистрация / Вход
Прислать материал

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО

Сведения об участнике
ФИО
Кузнецова Кристина Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО
Резюме
Изучив литературу по проблеме инклюзивного образования и проведя микро-исследование, мы пришли выяснили, что инклюзивное образование - одна из важных тенденций развития современной системы образования. Его теоретическую основу составляют научные положения Л.С. Выготского, на которые, с нашей точки зрения, необходимо опираться в преодолении трудностей и недостатков реализации инклюзивного образования в практике. Об этом мы расскажем в своей работе.
Ключевые слова
Инклюзивное и интегральное образование
Цели и задачи
Цель: Изучить, как осуществляется инклюзивное образование в практике современного образовательного учреждения.
Задачи:
1) Изучить отношение к ребенку с ОВЗ со стороны одноклассников.
2) Выявить недостатки и преимущества инклюзивного образования.
Введение

Идею интеграции в образовании одним из первых обосновал Л.С. Выготский.  Ученый писал, что наиболее распространенные в его время психологические методы исследования ребенка с ОВЗ, основываются на количественной концепции детского развития. При этом не характеризуется сам дефект и внутренняя структура личности, создаваемая им. Важное методологическое положение Л.С. Выготского о том, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, развивается иначе, чем другие, лежит в основе современной специальной психологии и педагогики. Воспитателю приходится иметь дело с социальными последствиями дефекта, воспитание «дефективного ребенка» есть социальное воспитание.

Методы и материалы

Методы: Интервью, опрос, социометрия.

Описание и обсуждение результатов

Выводы, сделанные на основе интервью: 1)отношение к детям с ОВЗ одноклассников  положительное; 2) не все родители детей без ОВЗ принимают инклюзивное образование, но не говорят об этом; 3) отношение психолога к инклюзивному  образованию неоднозначно. Она отмечает положительные стороны инклюзии: 1) повышение качества образования детей с ОВЗ; 2) способствует адаптации детей с ОВЗ в социуме; 3) воспитание толерантности, гуманности у детей с нормой в развитии. Психолог выделяет ряд проблем: 1) низкий уровень подготовки и небольшой опыт педагогов, работающих в смешанных классах; 2) недостаточная оснащенность необходимым оборудованием; 3) сложности адаптации некоторых детей с ОВЗ к общеобразовательному учреждению.

Результаты исследования.

В 11 «А» классе из 26 человек 2 дали положительный ответ, 4 ученика - отрицательный, 20 человек отнеслись нейтрально.

В 11 «Б» классе результаты социометрии оказались иными. Из 19 человек, 8 дали положительный ответ, 11учеников отнеслись нейтрально, отрицательных ответов не было. 

Таким образом, результаты  микроисследования свидетельствуют о том, что в смешанных классах к детям с ОВЗ одноклассники относятся или хорошо,  или нейтрально. Нужно отметить, что на мнение детей существенным образом влияет мнение их родителей. 

 

Используемые источники
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии.
3. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции» // Дефектология. - 2009. - № 1.
4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология.- 2008. - № 1.
5. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 400 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 1999.
8. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Легион, 2012. – 208 с.
Information about the project
Surname Name
Kristina Kusnezowa
Project title
Inclusive education in the light of the ideas of L. S. Vygotsky
Summary of the project
After reviewing the literature on the issue of inclusive education and having a micro-study, we come found out that inclusive education is one of the important trends of the modern education system. Its theoretical basis consists of scientific principles of L. S. Vygotsky, which, from our point of view, it is necessary to rely in overcoming the difficulties and shortcomings of implementation of inclusive education in practice. We will talk about this in their work.
Keywords
Integrated and Inclusive education