Регистрация / Вход
Прислать материал

"Большие данные" в маркетинговой деятельности образовательного учреждения: перспективы и инструменты использования в университете

Сведения об участнике
ФИО
Лазарева Ирина Викторовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет управления"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
"Большие данные" в маркетинговой деятельности образовательного учреждения: перспективы и инструменты использования в университете
Резюме
В данной исследовательской работе изучаются преимущества использования системы аналитики “Больших данных” в высшем учебном заведении на примере ФБГОУ “Государственный университет управления”. На основе проведенного маркетингового исследования готовности студентов к использованию поведенческих данных были разработаны маркетинговые рекомендации по созданию единой информационно-образовательной системы, позволяющей проводить сбор и анализ информации для оптимизации учебного процесса в вузе.
Ключевые слова
Маркетинговая информационная система; "Большие данные"; маркетинговая деятельность ВУЗа; конкурентоспособность ВУЗа; архитектура виртуальной информационно-образовательной среды ВУЗа;машинное обучение; data science
Цели и задачи
Цель:
Разработка архитектуры маркетинговой информационной системы (МИС), которая позволит повысить конкурентоспособность ВУЗа, улучшить образовательный процесс, повысить вовлеченность студентов в учебу и науку, а также совершенствовать методическую работу преподавателей
Задачи:
• Провести обзор информационно-аналитических сервисов сферы образования.
• Определить границы маркетинговой деятельности ВУЗа.
• Выявить барьеры внедрения систем маркетинговой аналитики.
• Определить принципы использования методик обработки пользовательских данных.
• Разработать архитектуру виртуальной информационно-образовательной среды ВУЗа.
• Провести полевое исследование готовности к внедрению системы анализа данных.
• Детализировать функционал элементов виртуальной информационно-образовательной среды (ВИОС).
Введение

Университет – это огромное образовательное сообщество, участники которого ежедневно генерируют большое количество поведенческих данных. К ним относятся успеваемость и посещаемость занятий, участие в общественной деятельности вуза, стажировки и практика. Наличие таких больших объемов информации позволяет говорить, что эти данные могут быть использованы для развития деятельности университета. Составление индивидуальной образовательной траектории, служба “умных” цифровых помощников, которые в зависимости от контекста и ситуации предлагают персонализированные рекомендации, способствующие успешной учебе и социализации в Университете – далеко не полный список преимуществ, предлагаемых системой аналитики “Больших данных”.

Методы и материалы

Методы исследования, использованные в проекте:

  • Кабинетное исследование актуальных информационно-аналитических сервисов сферы образовани
  • Полевое исследование степени готовности к внедрению системы анализа данных
    • Выборка: 1000 человек
    • Метод: межвузовский онлайн-опрос
    • Респонденты: студенты ГУУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РУДН, МГИМО
  • Корреляционный анализ пользовательских данных
  • Контент-анализ мобильных приложений, используемых в образовательном процессе

 

Описание и обсуждение результатов

Современный тренд

С появлением и интенсивным развитием информационных технологий, увеличивалось количество неструктурированной или частично структурированной информации. Традиционно большие массивы неструктурированной информации принято называть “Большими данными” (Big Data). Ежедневно люди генерируют огромное количество поведенческих данных, которые теперь стало возможным собирать и анализировать. Это может быть сделано с различными целями, но, в первую очередь, для улучшения продукта, повышения уровня сервиса, а также для более таргетированной настройки маркетинговых программ организации.

Маркетинг для вуза

Маркетинговая деятельность в вузе - это не только создание бренда и соответствующее его продвижение, это также  разработка и совершенствование образовательных программ; определение ценовой политики вуза; улучшение организации образовательного процесса; организация программ внешних коммуникаций и многое другое.

Big Data в сфере образования

В настоящее время появляются большие перспективы использования технологий анализа Big Data в сфере высшего образования, так как данный подход позволяет поднять образовательный процесс в вузе на новый уровень, а также помочь в оптимизации показателей деятельности университета. Заметные преимущества получают заинтересованных “пользователей”: студенты и слушатели; профессорско-преподавательский состав и администрация вуза.

ВИОС

Виртуальное информационно-образовательное пространство (ВИОС) – единая цифровая среда университета, которая объединяет несколько элементов и предоставляет широкий функционал, специально предназначенный для улучшения образовательного процесса и мониторинга учебной и воспитательной работы вуза.

Электронная карта

Электронная карта студента ГУУ призвана заменить собой множество карт и удостоверений студента, получить один надеждой и универсальный инструмент. Избавиться от множества карт: проездного, карту стипендии, банковскую карту, а также документов (студенческий билет, читательский билет, зачетная книжка) поможет одна маленькая и стильная пластиковая карта.

Мобильное приложение 

Проект мобильного приложения “вГУУ” для устройств iOS предлагает большое количество функций, связанных с учебой в Университете. Приложение позволит студентам контролировать собственную успеваемость, узнавать новости и расписания мероприятий, пользоваться библиотечным каталогом, а также многое другое.

Личный кабинет студента

 Такой кабинет предлагает студенту возможность отслеживать актуальные данные об успеваемости, коммуницировать с преподавателями и получать полезные рекомендации, основанные на собственной поведенческой истории и прогнозах. С другой стороны, личный кабинет, прикрепленный к электронной анкете, является основой для сбора массива “больших данных”, которые используются администрацией вуза.

Используемые источники
Статьи и публикации в профильных профессиональных журналах (в том числе, входящих в рекомендуемый перечень Высшей аттестационной комиссии) – Интернет-маркетинг, Маркетинг и маркетинговые исследования, Маркетинговые коммуникации и др; результаты исследований российских и международных исследовательских агентств TNS, GFK, Millward Brown; отчеты и интервью представителей IT-компаний; аналитические обзоры тематических интернет-порталов Mashable, The Verge, Fast Company и др.; результаты собственных полевых маркетинговых исследований, проведенных в рамках представленного проекта. Общий перечень ссылок включает более 30 наименований.
Information about the project
Surname Name
Lazareva Irina
Project title
Big Data in educational institutions marketing activities: application and prospects for usage in a university
Summary of the project
This research covers the advantages of the usage of “big data”-based analytics systems in a university, based on the example of State University of Management. Based on the conducted marketing research, which covers the readiness of students to use behavioral data, marketing recommendations, regarding the creation of a integrated educational information system that contributes to gathering and analysis of information crucial for educational process optimisation in a university, were put forward.
Keywords
Marketing information system; big data; University marketing activities; University competitiveness; architecture of a virtual educational informational system of a university; data science; machine learning