Регистрация / Вход
Прислать материал

Защита коммерчески значимой информации

Сведения об участнике
ФИО
Лозенков Олег Александрович
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Юридические науки
Тема
Защита коммерчески значимой информации
Резюме
Ввиду особой значимости коммерчески значимой информации для современной российской экономики, а также наличия ряда проблем в правовом регулировании данного института представляется необходимым дать ему всестороннюю юридическую характеристику. Для этого используются сравнительно-правовой и историко-правовой анализ российского и зарубежного законодательства, материалы судебной практики, а также соответствующая научная литература. В рамках первого блока работы исследуется происхождение категории коммерчески значимой информации, ее правовая природа и существенные признаки. Второй блок посвящен режиму правового регулирования и предложениям по его совершенствованию.
Ключевые слова
Юриспруденция, информация, секрет производства, коммерческая тайна, правовое регулирование
Цели и задачи
Цель работы - гражданско-правовая характеристика категории коммерчески значимой информации.
Задачи работы:
1) Проанализировать историческое развитие данного института в контексте его влияния на современное правопонимание
2) Определиться с понятием и признаками коммерчески значимой информации, максимально конкретно очертить круг сведений, относимых к ней
3) Выявить соотношение между понятиями «секрет производства», «ноу-хау» и «коммерческая тайна»
4) Охарактеризовать правовой режим коммерчески значимой информации.
Введение

      Современная экономическая модель российского общества предполагает наличие в большинстве сфер рынка конкурентной борьбы, одним из главных способов которой является уникальность предлагаемого товара (работы, услуги). Она достигается за счет имеющейся у хозяйствующего субъекта информации, неизвестной более никому и потому являющейся для него коммерчески значимой.

      Ценность таких сведений обуславливает необходимость их правовой защиты. Поэтому в настоящее время вопросам использования и охраны коммерчески значимой информации посвящены нормы целого ряда международных и российских нормативных актов.  Несмотря на это, в данной сфере существует ряд проблем, актуальных не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

 

Методы и материалы

В работе используются философские (анализ, синтез) и научные методы (сравнительно-правовой, историко-правовой). 

Теоретическую базу проводимого исследования составили работы Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, В.Н. Лопатина, Г. Штумпфа, Е.Н. Яковец и других ученых-цивилистов.

Нормативную базу исследования составили часть 4 ГК РФ, Закон о коммерческой тайне, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О защите конкуренции» и другие нормативно-правовые акты.

В качестве эмпирической базы были использованы материалы судебной практики арбитражных судов  

Описание и обсуждение результатов

        Несмотря на значительный объем нормативной базы и внесенные в ГК РФ изменения, в результате проведенного исследования был выявлен ряд проблем в правовом регулировании категории коммерчески значимой информации, которые создают значительные трудности для ее эффективного использования и охраны:

  1. Следует ввести в законодательство понятие коммерчески значимой информации, определив ее как сведения любого характера, представляющие коммерческую ценность для хозяйствующего субъекта в силу своей неизвестности третьим лицам, которые не имеют к ней свободного доступа вследствие принятия ее обладателем соответствующих мер.
  2. Такой информации необходимо придать статус секрета производства, поскольку она удовлетворяет признакам результата интеллектуальной деятельности, при этом исключив двойственность наименования (термин «ноу-хау»). Также следует внести изменения в Закон о коммерческой тайне, окончательно определив ее как режим охраны коммерчески значимой информации.
  3. Поскольку право на секрет производства не вписывается в традиционные рамки исключительного права, вопросы, связанные с ним, следует рассматривать в рамках конкретных договорных либо деликтных правоотношений.
  4. Следует разрешить проблему с правовыми последствиями утраты информацией конфиденциальности для заключенных ранее лицензионных договоров в пользу признания их прекратившими действие.
  5. Путем внесения изменений в арбитражное процессуальное законодательство, либо разъяснения Пленума Верховного Суда РФ необходимо ориентировать суды на возможность перераспределения бремени доказывания по делам о взыскании убытков, связанных с незаконными действиями в отношении коммерчески значимой информации.
Используемые источники
1. Гражданский кодекс Российской федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ
2. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
3. Гаврилов Э.П. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны
4. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей
5. Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну
6. Лопатин В.Н., Юсуфов А.Ш. и др. О состоянии законности и правопорядка в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности
7. Нюлланс Е.С. Охрана и защита информации, составляющей коммерческую тайну
8. Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау.
9. Яковец Е.Н. Своеобразие содержания и основные исторические этапы развития коммерческой тайны в России
Information about the project
Surname Name
Oleg Lozenkov
Project title
Protection of commercially significant information
Summary of the project
The article gives a detailed analysis of category of commercially significant information as an object of civil law. The author describes existing views and finds imperfection in the legal definition. Also much attention is given to problems to use and protect this information from the position of practicality one or another legal mechanism.
Keywords
Law, information, trade secrets, protection, legal regulation