Регистрация / Вход
Прислать материал

Социологическая оценка нормативно-правовых оснований деятельности государственных служащих Российской Федерации

Сведения об участнике
ФИО
Бусел Екатерина Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Социологическая оценка нормативно-правовых оснований деятельности государственных служащих Российской Федерации
Резюме
В работе рассматриваются вопросы оптимизации деятельности института государственной службы и сопутствующего законодательства для повышения доверия со стороны граждан. Анализируются действующие нормативно-правовые акты, формулируются предложения по их доработке, дается характеристика отдельных методов формирования климата доверия в обществе. Затрагиваются вопросы формирования групп специальных мер, способствующих начать оптимизацию института госслужбы. Выявляются проблемные вопросы и предлагаются пути их решения в том числе на основе изменения концепции обучения государственных служащих в образовательных учреждениях.
Ключевые слова
Институт государственной службы, индекс доверия граждан, социологический мониторинг, нормативно-правовая база, легитимность, кррупция, законодательные реформы.
Цели и задачи
Цель исследования – на основе анализа данных социологического мониторинга деятельности госслужбы РФ сделать выводы о дальнейших перспективах развития института госслужбы и сформулировать предложения по оптимизации деятельности института госслужбы РФ.
Исходя из сформулированной цели исследования, для ее достижения были поставлены следующие задачи:
• проанализировать действующее законодательство с целью выявления неясностей и противоречий в его отдельных положениях, а также негативных последствий его применения;
• провести опрос населения для построения и расчета значений показателей уровня доверия граждан к трем видам государственных служащих: военнослужащим, гражданским служащим и служащим правоохранительных органов;
• проанализировать результаты опроса и сопоставить их с текущим статусом государственных служащих, закрепленным законодательно;
• сделать выводы о дальнейших перспективах развития института госслужбы и сформулировать предложения по его оптимизации.
Введение

Доверие как социокультурный феномен – необходимое условие жизнеспособности политической системы и гражданского общества. 

Проблема доверия граждан к государственным служащим становится одной из важнейших в политической и социально-экономической жизни общества, так как уровень доверия населения к государству и его деятельности обусловливает социальную стабильность общества и его готовность к серьезным реформам. Данный фактор способствует также стабилизации социально-политической ситуации и является основой для формирования особого климата доверия в обществе. 

Анализ федерального законодательства показывает, что современная модель государственной службы не является идеальной, а степень доверия граждан – удовлетворительной. 

Методы и материалы

Для получения и накопления информации были применены указанные методы:

  • анализ текстов федерального законодательства и нормативных правовых актов, изданных в целях его развития и обеспечения эффективного применения;
  • сбор тематической информации о применении отдельных нормативных положений федерального закона о классных чинах, о должностях государственной гражданской службы и т.п.;
  • анкетирование и иные опросы государственных гражданских служащих;
  • проведение экспертиз;
  • изучение материалов обсуждений документов по вопросам государственной гражданской службы в государственных органах, материалов проверок и др.

Были рассмотрены следующие аспекты:

  • данные о нарушениях законодательства, возникших трудностях в его применении и их причинах – неясности в федеральном законе, коллизии с другими законами, незнание закона, искажение его смысла подзаконными и локальными актами, неиспользование полномочий, нарушения прав граждан, противоправные настроения и действия гражданских служащих и др.;
  • данные о бездействии закона, неприменении его отдельных положений;
  • побочные, негативные последствия реализации закона, не предусмотренные в нем;
  • меры, необходимые для совершенствования практики реализации законодательства: повышение правовой культуры госслужащих, улучшение деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной службе и др.;
  • предложения государственных служащих по изменению, дополнению, отмене отдельных положений законодательства.
Описание и обсуждение результатов

На основе изучения социологических, правовых и аналитических источников информации мы считаем, что необходимо применение трех группы мер, которые позволят начать оптимизацию института госслужбы РФ и изменение его восприятия в глазах общества.

В качестве социологической меры необходим систематический мониторинг, который будет включать в себя:

  • планирование;
  • обеспечение информацией;
  • координирование;
  • проведение инспекций и расследований;
  • периодические обзоры правоприменительной практики;

а также другие компоненты, которые позволят своевременно определять приоритетные направления совершенствования законодательства и практики его применения, а также распространять лучшую практику применения этого законодательства в системе государственного управления.

С помощью мониторинга также становится возможным установить круг правовых норм Федерального Закона о гражданской службе, нуждающихся в особенно тщательном анализе и контроле практики их применения. 

Следующей группой логично назвать нормативно-правовые меры, включающие в себя следующие задачи:

  • совершенствование государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
  • серьезное изменение статуса государственного служащего путем конкретизации в должностном регламенте его прав и обязанностей и повышения материальных стимулов для эффективного решения стоящих перед ним задач;
  • создание механизма контроля над соблюдением запретительных норм Законодательства о государственной службе;
  • создание условий для более полной реализации прав и свобод граждан России на новом качественном уровне с использованием понятных и открытых для гражданского общества процедур вне зависимости от субъективного усмотрения конкретных чиновников;
  • обеспечение дальнейшего совершенствования правовой базы организации и управления государственной службой в целом.

Наиболее важными, на наш взгляд, являются образовательные меры, так как именно на этапе образования формируются основные ценности будущих госслужащих, их нравственные ориентиры и ключевые навыки. В качестве образовательных мер можно выделить:

  • осуществление образования госслужащих в России согласно особой системе отбора абитуриентов с акцентом на морально-этические качества, психическую устойчивость, социальную зрелость и раскрытие способности к критическому мышлению путем включения творческой работы (эссе, сочинения) в перечень вступительных испытаний для абитуриентов специальностей, связанных с госслужбой, с целью демонстрации отношения к будущей специальности и нравственных ориентиров;
  • непосредственное участие будущих работодателей в подготовке потенциальных работников в составлении учебных планов, практическое обучение студентов в органах государственной службы, чтобы сократить разрыв между теорией и практикой.
Используемые источники
Федеральный Закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный Закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации».
«Настольная книга помощника судьи: организация работы и уголовное судопроизводство» (выпуск 1) (под общ. ред. Ю.П. Гармаева, А.О. Хориноева), «САПЭУ», 2009.
«Настольная книга помощника судьи: организация работы и гражданское судопроизводство» (выпуск 2), «САПЭУ», 2009.
«Настольная книга помощника судьи: организация работы и адмиистративное судопроизводство» (выпуск 3), «САПЭУ», 2010.
Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [электронный ресурс].
Информационно-аналитический портал «ВЦИОМ» [электронный ресурс].
Информационно-аналитический портал «Левада-центр» [электронный ресурс].
Information about the project
Surname Name
Ekaterina Busel
Project title
Sociological evaluation of normative and legal basis of activity of civil officers in the Russian Federation
Summary of the project
Reforming of public service of the Russian Federation is the priority direction of the administrative reform which is carried out in the country. It is performed in the same purposes, as administrative reform in general: strengthening of the state, development of civil society, openness and trust of citizens to the government. And the proper organization of implementation of the law is the major step to ensuring effective operation of the legislation on civil service.
Formation of the permanent organizational mechanism of monitoring of implementation of the legislation on the public civil service will allow to provide purposeful collection of information which receipt in the operational mode is necessary for receiving reliable data about the course of implementation of the legislation, achievements of goals of institute of the public civil service.
Keywords
Institute of public service, degree of confidence of citizens, sociological monitoring, legislation, legitimacy, corruption, legislative reforms.