Регистрация / Вход
Прислать материал

Российская Федерация: проблемы федеративного устройства и возможные пути их разрешения

Сведения об участнике
ФИО
Марков Роман Станиславович
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Юридические науки
Тема
Российская Федерация: проблемы федеративного устройства и возможные пути их разрешения
Резюме
В данном проекте рассматривается проблема реформирования федеративного устройства России. В ходе работы диагностируются теоретические и конституционное противоречия и практические проблемы российского федерализма, на основе анализа которых предлагается вариант поэтапной конституционной реформы, включающей переосмысление российского опыта федерализма, заключение нового федеративного договора, генерацию нового типа субъекта федерации и реорганизацию региональных властных структур. Проект может использоваться как в законотворческой, так и в научно-педагогической и научно-просветительской деятельности.
Ключевые слова
Российская Федерация, федеративное устройство, федерализм, федеративный договор, субъект федерации, органы государственной власти
Цели и задачи
Цель настоящего исследования – рассмотреть возможный вариант проекта перспективной конституционной реформы, избравшего в качестве своего предмета федеративное устройство России. Ключевыми задачами ходе выполнения настоящей работы являются критический анализ развития федеративной государственности в России (в том числе путём сопоставления магистральных линий развития российского и зарубежного федерализма), на основании которого с привлечением мнения авторитетных учёных-конституционалистов произойдёт синтезирование теоретических и конституционных противоречий федеративного устройства России и вытекающих из них ключевых практических проблем реализации федеративных отношений на современном этапе. При рассмотрении каждого эпизода предлагается внесение возможных конструктивных изменений в ныне действующие нормативные положения, исполнение которых нуждается в пересмотре.
Введение

Федерализм является одной из ключевых конституционно закреплённых основ современной российской государственности. Осуществление данного принципа гарантирует Российской Федерации всестороннее стабильное и гармоничное развитие, к тому же для крупной многонациональной страны организация власти на федеративных началах видится необходимой в целях полноценного осуществления прогрессивной демократической политики. Настоящие обстоятельства делают крайне актуальными вопросы нормального функционирования российского федеративного устройствах в интересах граждан и государства.

Методы и материалы

Множественные сбои современной федеративной системы России говорят о глубоких противоречиях в действующих механизмах. Важно отметить, что нынешние проявления проблем государственного устройства являются лишь следствием ошибок, допущенных на протяжении многих лет - российский федерализм десятилетиями накапливал проблемы, не решая, а лишь накапливая и усугубляя их.

Сегодня, когда страна стоит перед лицом новых исторических испытаний, а её многонациональный народ заново избирает ценностные ориентиры, вполне резонно окончательно определиться с истинно подходящим для государства характером его внутреннего устройства. Очевидно, что учреждённая Конституцией РФ 1993 г. по лекалам западных демократий федеративная система попросту непригодна для российских реалий, а будучи перегруженной атавизмами предыдущего периода и наслоениями более поздних изменений она становится практически нежизнеспособной.

Основываясь на изложенном выше, проблема, затрагиваемая в данном исследовании, – необходимость проведения крупномасштабной реформы российского федеративного строя в силу устаревания действующего законодательства и несоответствия его вызовам времени и ожиданиям граждан, а также по причине назревающего кризиса федерализма в России.

Источниковедческой базой исследования выступает крупный массив нормативно-правовых документов: Конституция РФ 1993 г., действующее федеральное законодательство. Кроме того, использовался ряд научных трудов, монографий и статей.

Описание и обсуждение результатов

В ходе анализа нормативно-правовой базы и юридической литературы был выявлен ряд организационно-теоретических и конституционных противоречий, которые в совокупности образуют следующие проблемы практической реализации российского федерализма:

  1. Проблема сохранения федеративного устройства;
  2. Взаимоотношения Российской Федерации и её субъектов;
  3. Проблема образования субъектов федерации;
  4. Проблема строения и функционирования региональных органов государственной власти.

На основании мнений авторитетных учёных-юристов и личных мотивированных убеждений нами предлагается данная концепция реформирования федеративной системы:

  1. Сохранение федерации в России и переосмысление её значения;
  2. Построение справедливой симметричной федерации равноправных регионов с чётким разделением предметов ведения;
  3. Организация федерации на принципах исторических регионов с созданием губерний – единого субъекта федерации с внутренней градацией;
  4. Создание взаимоотчётной и взаимоконтролируемой системы региональных органов власти при наличии мягкого федерального контроля.

Следствием предпринятой реформы станет установление теоретические выверенной обновленной федеративной системы, учитывающей российские реалии. Кроме того, она не станет "реформой для реформы" - создание отлично функционирующего федеративного устройства станет основой для дальнейшего развития правового государства, граждаского общетсва, а также прав и свобод человека и гражданина - главной ценности современного российского конституционного строя.

Для законодательного закрепления представленной теоретической модели обновленной федерации предполагается внесение изменений в ст. ст. 5 и 65-79 Конституции Российской Федерации и принятие таких актов, как новый Федеративный договор и новый федеральный закон «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако, учитывая, что поправки к ст. 5 Конституции Российской Федерации требуют созыва Конституционного Собрания Российской Федерации, закон о котором на настоящий момент не принят, претворение в жизнь указанных преобразований временно невозможно.

Использование отдельных положений проекта вполне может использоваться как в законотворческой, так и в научной деятельности, при преподавании государственно-правовых дисциплин в вузах. Материалы проекта ранее были успешно представлены на всероссийских конкурсах "Миссия права в XXI веке" (СГЮА, г. Саратов) и "Моя законотворческая инициатива" и заслужили высокие оценки экспертов.

Разумеется, в работе представлена исключительно умозрительная теоретическая модель, однако выявленные проблемы отечественного федерализма имеют реальные воплощения в российской правовой действительности, поэтому теоретические разработки, представленные нами, вполне могут учитываться при реальной конституционной реформе в будущем.

Используемые источники
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014). // Российская газета. 1993. № 237.
2. Федеративный договор от 31.03.1992. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М., 1994.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.10.2015). // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
4. Бредихин А.Л. Федеративная система Российской Федерации. – М., 2012. 51 с.
5. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. – Новосибирск, 2005. С. 429.
6. Марков Р.С. Дискуссионные вопросы реформирования современного российского федерализма. // Миссия права в XIX веке: сборник научных трудов. – Саратов, 2015. С. 452-459.
Information about the project
Surname Name
Markov Roman
Project title
Russian Federation: problems of the federal structure and the possible ways of solving them
Summary of the project
This project deals with the problem of reforming the federal structure of Russia. During the theoretical and diagnosed constitutional contradictions and practical problems of Russian federalism, based on the analysis that the variant phase of constitutional reform, including the rethinking of the Russian experience of federalism, the conclusion of a new federal agreement, the generation of a new type of federal subject and reorganization of regional authorities. The project can be used in the legislative as well as in scientific and educational, scientific and educational activities.
Keywords
Russian Federation, federal structure, federalism, the federal agreement, subject of the federation, public authorities