Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы

Сведения об участнике
ФИО
Парватова Ирина Ивановна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы
Резюме
Проект посвящен проблеме формирования исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы. На основе анализа научных работ и образовательной практики сформулирована проблема исследования, которая заключается в обеспечении формирования исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования путем проведения поиска и усовершенствования форм и методов организации самостоятельной работы, разработки организационно-педагогических условий.
Ключевые слова
Исследовательская компетенция, самостоятельная работа, бакалавр педагогического образования.
Цели и задачи
Цель проекта: теоретически обосновать эффективность организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы.
Задачи проекта:
1. На основе изучения философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы уточнить сущность, виды, уровни, самостоятельной работы бакалавров педагогического образования, конкретизировать исследовательские компетенции бакалавров педагогического образования, компонентный состав, критерии и показатели их развития.
2. Выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы.
Введение

Модернизация современной системы российского образования направлена на подготовку специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями, способных ориентироваться в большом объеме постоянно меняющейся информации, к профессиональному росту и профессиональной мобильности, готовых к решению типовых и нестандартных задач, что невозможно без сформированной исследовательской компетенции.

Особую значимость приобретает вопрос формирования исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы, т.к. самостоятельная работа – это основа обучения в высшей школе, основа успешного усвоения знаний, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков.

Методы и материалы

Методологической базой исследования является совокупность методологических подходов: компетентностного (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), деятельностного (А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский и др.) и личностно-ориентированного (А.В. Ковалев, И.С. Якиманская и др.)

Теоретическую основу исследования составляют: 

- концепции и труды в области педагогики высшей школы (С. И. Архангельский, В.А. Сластенин и др.); труды в области профессиональной педагогики и психологии (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина и др.); тенденции развития высшего профессионального образования в условиях современного российского общества (В.И. Андреев, Г.А. Берулава и др.);

- труды, посвященные организации самостоятельной работы (В.К. Буряк, М.Г. Гарунов, В.Я. Ляудис, И.И. Малкин и др.); особенностям организации самостоятельной работы студентов (Е.Р. Андросюк, В.И. Богданов, К.К. Гомоюнов, В. Граф, Г.В. Денисова, Е.В. Заика, Б.Г. Иоганзен, Г.М. Коджаспирова, Р.А. Низамова, Н.А. Павлова, Л.В. Подкользина, Л.Я. Половников, А.Ф. Рубаник и др.

Для решения исследовательских задач в рамках проекта применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов в области образования, прогнозирование, проектирование, анализ, синтез, систематизация, классификация.

Описание и обсуждение результатов

В результате исследования:

1. На основе анализа литературы уточнена сущность самостоятельной работы бакалавров педагогического образования, которая представлена как важная педагогическая подсистема образовательного процесса, выстраиваемая на основе деятельностно-компетентностного, личностно-ориентированного и процессуально-технологического подходов с  выделением таких факторов, как осознание бакалаврами цели своей деятельности, создание условий для формирования навыков самостоятельного решения профессиональных задач, обеспечение высокого уровня мотивации, создание условий для становления субъектной позиции бакалавров.

В ходе исследования конкретизированы исследовательские компетенции бакалавров педагогического образования, представлена их декомпозиция в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

2. Выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работ: повышение мотивации бакалавров к самостоятельной деятельности; актуализация потенциала дисциплины «Педагогика»; создание комплекса взаимосвязанных разноуровневых исследовательских заданий по дисциплине «Педагогика», являющихся по характеру поэтапно-градуированными (успешное выполнение одного уровня приводит к овладению другим, более сложным уровнем); разработка курса «Организация исследовательской работы по педагогике бакалавров педвуза», способствующего подготовке будущего педагога к самостоятельной исследовательской работе;  осуществление мониторинга формирования исследовательской компетенции.

Используемые источники
Зимняя, И. А. Ключевые компентенции – новая парадигма результата образования.
Парватова, И.И. Формирование исследовательских компетенций студентов педагогического вуза в свете требований ФГОС ВО / И.И. Парватова // Актуальные проблемы современных педагогических исследований: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции 20-23 апреля 2016 года / Ред. совет: И.В. Гладкая, Ю.С. Матросова, С.А. Писарева, Н.М. Федорова, Т.Б. Шурилова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 297-301.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) – URL: http://fgosvo.ru/440305.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. Народное образование. 2003. № 5. С. 55–61.
Information about the project
Surname Name
Parvatova Irina
Project title
Formation of research competence of bachelors of pedagogical education in the course of independent work
Summary of the project
The project is devoted to a problem of forming of research competence of bachelors of pedagogical education in the course of independent work. On the basis of the analysis of scientific works and educational practice the research problem which consists in ensuring forming of research competence of bachelors of pedagogical education by carrying out search and enhancement of forms and methods of the organization of independent work, development of organizational and pedagogical conditions is formulated.
Keywords
Research competence, independent work, bachelor of pedagogical education.