Регистрация / Вход
Прислать материал

Развитие художественного образования в Японии второй половины XIX века как часть идеологии «цивилизация и просвещение».

Сведения об участнике
ФИО
Паюк Алиса Юрьевна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ""Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица""
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Культурология
Тема
Развитие художественного образования в Японии второй половины XIX века как часть идеологии «цивилизация и просвещение».
Резюме
Исследование посвящено анализу деятельности первых японских художественных учебных заведений с точки зрения общественных и культурных инноваций периода Мэйдзи.
Ключевые слова
художественное образование, японское искусство
Цели и задачи
Цель: определение особенностей развития художественного образования в Японии в свете новых явлений в общественной и культурной жизни эпохи Мэйдзи, выраженных в лозунге «Цивилизация и просвещение».
Задачи:
1.Выделить характерные черты культуры Японии второй половины XIXвека.
2.Определить, в чем выражалась идеология «Цивилизация и просвещение» и то, каким образом она влияла на общественную жизнь.
3.Проанализировать деятельность первых учебных заведений художественного профиля и выяснить степень их влияния на дальнейшее развитие японского искусства.
Введение

В конце XIX века в Японии был сформирован новый взгляд не только на науку и общественное устройство, но и на искусство. Для реализации соответствующих требованиям времени идей, потребовалось  пересмотреть и принципы подготовки мастеров. При этом впервые начали применятьсяевропейские методики. В атмосфере увлечения Западом изменился подход к к художественному образованию, были созданы первые государственные и частные учреждения, где проходило обучение искусству. Как наиболее крупные и влиятельные следует выделить Техническую школу изящных искусств и Токийскую школу изящных искусств. Именно эти учебные заведения оказались наиболее заметны с точки зрения развития японского искусства, отразив основные противоречия своего времени. 

Методы и материалы

Исторический анализ

Культурологический анализ

Описание и обсуждение результатов

Развитие в Японии художественного образования оказалось закономерным явлением в рамках курса на вестернизацию. В первых учебных заведениях такого типа практиковались европейские методы образования, а также, давалось  представление о культуре и искусстве западных стран. Здесь во многом отразился сложный процесс взаимодействия в культуре Японии традиций и современности, всегда являвшийся источником плодотворной среды для творческих исканий самого разного толка. 

Художественное образование нового типа оказалось востребованным в процессе перестройки японского общества и отвечало всем идеям, которые подразумевались под девизом «Цивилизация и просвещение».

Новые художественные школы оказались органично вписаны в систему образования, создаваемую в период Мэйдзи, что сделало их доступными для многих людей. Впервые была предпринята попытка воспитать самостоятельную творческую личность.

В недрах технической школы изящных искусств и Токийской школы изящных искусств происходило не только обучение определенным приемам мастерства, но и протекало культурологическое и философское осмысление тех перемен, которые принесла с собой эпоха Мэйдзи, велись дискуссии о том, каким должно быть современное искусство.

Непосредственное знакомство с западным искусством обогатило творческий диапазон молодых японских художников, кроме того, данный факт способствовал и переосмыслению наследия собственной культуры. Параллельное существование европейских и традиционных техник и методов определили направление дальнейшей эволюции искусства Японии, где и по сей день существуют мастера как западного стиля так и восточного. 

Используемые источники
Гришелева Л.Д. Японская культура нового времени: Эпоха Мэйдзи - М: Изд. фирма «Вост. лит.», 1998.237 с.
Лим С.Ч. История образования в Японии: Конец XIX - первая половина XX в. - М: Институт востоковедения РАН, 2000. 368 с.
Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. - М.: Наталис, 2009. 736 с.
Николаева Н. С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. – М: Изобразительное искусство, 1996. 400 с.
Amagai Yoshinori. The Kobu Bijutsu Gakko and the Beginning of Design Education in Modern Japan // Design Issues, Vol. 19, No. 2. 2003. с 35-44.
Smith B. Modernism's history: A study in twentieth-cent. art and ideas. - London: Yale univ. press, 1998. 376 с
Information about the project
Surname Name
Payuk Alisa
Project title
Development of art education in Japan in the second half of the XIX century as a part of the ideology of "civilization and enlightenment"
Summary of the project
The research analyzes work of the first Japan's art institutions in a context of social and cultural innovations of the Meiji period
Keywords
art education, japanese art