Регистрация / Вход
Прислать материал

Особенности положения религиозных организаций Алтайского края в контексте государственно-конфессиональной политики СССР в 1953- середине 1970-х гг.

Сведения об участнике
ФИО
Дворянчикова Наталья Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Исторические науки
Тема
Особенности положения религиозных организаций Алтайского края в контексте государственно-конфессиональной политики СССР в 1953- середине 1970-х гг.
Резюме
Проект посвящен характеристике положения религиозных организаций Алтайского края в контексте государственно-конфессиональных отношений в СССР в 1953- середине 1970 гг. На основе архивных данных анализируется отношение государства к христианским общинам в регионе. В результате автор приходит к выводу. что политика советского государства носила антипротестантский и "антисектантский" характер. протестантские общины в большей мере, чем православные, лишали государственной регистрации, чаще закрывали их молитвенные дома. Протестантских пасторов неоднократно привлекали к уголовной ответственности , в том числе лишению свободы, а также к лишению родительских прав.
Ключевые слова
государственно-конфессиональные отношения, Алтайский край, религиозные организации
Цели и задачи
Целью работы является исследование отношений партийных и государственных органов с религиозными объединениями Алтайского края в 1953 - середине 1970-х гг. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. выявить особенности развития государственно-конфессиональных отношений в СССР в целом, и в Алтайском крае в частности.
2. определить религиозность населения Алтайского края на основе анализа количественного состава существующих в исследуемый период религиозных объединений;
3. рассмотреть специфику территориального размещения религиозных объединений в Алтайском крае
Введение

Современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае является результатом длительного исторического процесса, поэтому исследование исторического опыта государственно-конфессиональных отношений в советский период представляет большой научный интерес. Актуальность данного исследования также обусловлена и недостаточной изученностью государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае в 1953- середине 1970-х гг., более того нет работ, посвященных этому периоду региональной истории. Кроме того, стали доступны многие архивные материалы, ранее засекреченные, например, фонд 1692 Государственного архива Алтайского края.

Методы и материалы

Методологической основой предлагаемого исследования являются принципы историзма, научной объективности и достоверности, принцип междисциплинарности. Исследование проводились с использованием ряда прикладных методов, таких, как историко-сравнительный, историко-системный. Кроме того, применялись методы количественного или статистического анализа, а также приемы культурологии и религиоведения.

Данное исследование базируется на изучении опубликованных и неопубликованных материалов, таких как, архивные дела, включающие деловую переписку уполномоченных по Алтайскому краю с Советами, райкомами, горкомами и религиозными объединениями; статистические данные; распорядительные материалы; законодательные нормативно-правовые акты государственных и партийных органов; материалы периодической печати. 

Описание и обсуждение результатов

Проведенное исследование показало, что в период правления Н.С. Хрущева технология сдерживания в Алтайском крае развития религиозных  общин протекала достаточно однотипно. Особое внимание уделялось изъятию молитвенных зданий по следующим причинам: неправильное оформление сделки купли-продажи, аренды; прекращение аренды или необходимость сноса здания в связи с изменением генерального плана; ветхость и несоответствие техническим нормам. При этом общины постоянно подавали ходатайство на приобретение зданий, но зачастую получала отказ. Отсутствие молитвенного дома со временем автоматически означало снятие общины с регистрации, а впоследствии ее ликвидацию или переход на нелегальное положение. Основными официальными причинами отказа в государственной регистрации религиозных общин как раз являлись отсутствие молитвенного дома и незначительность количества верующих. В подавляющем большинстве случаев эти предлоги были надуманными. При первом варианте без молитвенного дома не давали регистрацию, как это делали, например, по отношению к общине ЕХБ г. Камнень-на-Оби, а здание не разрешали приобретать без наличествующей регистрации. Во втором случае чиновники нередко произвольно - «на глазок» - трактовали понятие «достаточности». Сравнивая положения РПЦ с протестантскими общинами можно прийти к следующему выводу: православная церковь чувствовала ущемления прав, такие как лишение регистрации, передача и перестройка церквей в клубы, школы, детские сады и др., закрытие святых источников, запрет паломничества. На момент ужесточения антирелигиозных санкций и постановлений в 1962 г. были зарегистрированы 3 православные общины на территории Алтайского края, тогда, как из протестантских деноминаций легально действовала всего 1 – Барнаульская община евангельских христиан баптистов. 

С приходом к власти Л. И. Брежнева характер государственно-конфессиональных  отношений стал постепенно изменяться. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление "О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих". Согласно этому документу была проведена работа по дополнительному рассмотрению дел и  отмене судебных решений. Массовое закрытие религиозных общин и храмов было прекращено. Однако,  религиозные объединения, закрытые в годы правления Н.С. Хрущева, не были восстановлены в своих правах. В период с 1969-1973 гг. в Алтайском крае получили 3 регистрации общества евангельских христиан баптистов и 2 филиала. Данные регистрации были первыми после массового перевода «сектанских» религиозных общин по всему СССР на нелегальное положение. Но, несмотря на поданные заявки на законное функционирование таких общин, как старообрядцы, православные, прошения не были поддержаны властями. В исследуемый период продолжались гонения на Совет церквей ЕХБ. 

.

Используемые источники
Государственный архив Алтайского края. Ф.1. Оп. 117. Д.70.
ГААК. Ф.Р. 461. Оп.3. Д.119.
ГААК. Ф. 482. Оп.20. Д.318.
ГААК. Ф. 482. Оп.20. Д.127.
ГААК. Ф.1. Оп.97. Д.107а.
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп. 1. Д.61
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп.1. Д. 22
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп.1. Д.12
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп.1. Д.13
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп.1. Д.16
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп.1. Д.17
ГААК. Ф.Р. 1692. Оп.1. Д.33
Горбатов А.В. Государство и христиане веры евангельской в Сибири (1945–1970 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. № 4-3. 2008. С.-68-73.
Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е –1960-е гг. – Томск: ТГПУ, 2008. – 408 с.
Костенко Н.А. Протестантские секты в Сибири. – Новосибирск: Книжное издательство, 1967. – 44 с.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Т. 8. – М.: Изд-во политической литературы, 1985. – 428-431с.
Information about the project
Surname Name
Dvorianchikova Natalia
Project title
Features of the situation of religious communities of the Altai Krai in a system of church-state relations in the USSR in 1953-1975
Summary of the project
The project deals with the situation of religious communities of the Altai Krai in terms of church-state relations in the USSR in 1953-1975. The attitude of the state to religious communities in the region is analyzed on the basis of archival data. As a result the author conclude that the policy of the Soviet state had anti-Protestant and anti-sectarian character. Protestant communities were deprived of state registration more often than Orthodox ones. Protestant pastors were repeatedly instituted criminal proceedings, including imprisonment, as well as deprived of parental rights.
Keywords
church-state relations, Altai Krai, religious communities