Регистрация / Вход
Прислать материал

«Использование интерактивных дидактических игр на уроках математики в начальной школе»

Сведения об участнике
ФИО
Ившина Татьяна Александровна
Вуз
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
«Использование интерактивных дидактических игр на уроках математики в начальной школе»
Резюме
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий. Мы предлагаем одну из разработок, которую учителя начальных классов могут использовать на уроках математики.
Ключевые слова
Дидактическая игра, математика, счет до 5, smart notebook
Цели и задачи
Цель: теоретическое обоснование и поиск возможностей использования информационных технологий (ИТ) при разработке дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников при изучении математики.
Задачи:
 проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данному вопросу;
 рассмотреть, какую роль играет дидактическая игра в развитии умственных способностей детей;
 Изучить, как используются дидактические игры при изучении математики в начальной школе;
 Выявить методические основы использования дидактических игр в процессе преподавания математики;
 Разработать дидактическую игру, которую учителя могут успешно использовать при обучении детей математики в начальной школе.
Введение

Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Для учащихся младшего школьного возраста игра является и учебой, и трудом, и серьезной формой воспитания. В данном возрасте нужно уделять внимание играм, которые способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, а также направлены на умственное развитие школьника в целом.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Учителям необходимо учитывать, что новое поколение, требует постоянной зрительной стимуляции, динамичного образовательного процесса. Игра - это естественная и гуманная форма обучения. 

Методы и материалы

Поисковый метод, анализ,моделирование

Описание и обсуждение результатов

 

Разработанная дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей на уроках математки. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

Дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не знают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Педагогическое руководство в процессе всей игры имеет свои особенности; оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Учитель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у учащихся протест, выход из игры.

По окончании игры учитель отмечает дружные действия детей, подчёркивает положительные взаимоотношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к дидактическим играм.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что интерактивная дидактическая игра может быть использована на этапах повторения и закрепления. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Интерактивные дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, интерактивная дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Результатом нашей работа стала публикация статьи на Всероссийском студенческом форуме "Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики" «Использование интерактивных дидактических игр на уроках математики в начальной школе»

 

Используемые источники
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н.- М.: Академический проект, - 2005. - 236 с.
2. Венгер Л.А. О структуре восприятия и его особенностях у детей младшего школьного возраста / Л.А Венгер // Вопросы психологии. - 1959. - № 2. - С. 18-22.
3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс - М. :Росмэн-Пресс, 2002. - 79 с.
4. Волкова Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. - Киев : Академия, 2001. - 384 с.
5. Галкина В.В. Из опыта работы с младшими классами начальной компьютерной школы / В.В. Галкина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2004. - С. 65-69.
6. Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании : сб. статей. - Троицк, 2005. - С. 36-40.
Information about the project
Surname Name
Ivshina Tanya
Project title
The use of interactive educational games on the mathematics lessons in primary school
Summary of the project
One of the main problems of learning in primary school is a dramatic change of leading activity of the child from play to study. Formation of educational activity very often does not coincide with the gaming needs of the child, and very sensitive to them. For a smooth transition from a predominantly gaming activities to the curriculum, you can use the features of didactic computer technologies. We offer one of the developments that elementary school teachers can use in math class.
Keywords
The didactical game, mathematics, the score 5, smart notebook