Регистрация / Вход
Прислать материал

Нейропсихологическая диагностика и коррекция функциональной готовности старших дошкольников с ЗПР при подготовке руки к письму

Сведения об участнике
ФИО
Пятина Ольга Андреевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Нейропсихологическая диагностика и коррекция функциональной готовности старших дошкольников с ЗПР при подготовке руки к письму
Резюме
На основании нейропсихологического обследования функциональной готовности руки к письму у старших дошкольников с ЗПР выстраивается наиболее эффективный план коррекционных занятий по подготовке детей к обучению в школе. Специалист планирует деятельность, направленную на асимметричное повышение уровня развития всех долей и повышение тонуса коры головного мозга. Это обусловлено тем, что письмо, являясь одним из сложных навыков, необходимых в жизни каждого человека, осуществимо только при совместной деятельности всех отделов головного мозга (А.Р.Лурия). В результате улучшается общий уровень созревания мозговых структур и нервно психологических функций, необходимых в школе.
Ключевые слова
задержка психического развития, функциональная готовность, письмо, нейропсихологическая коррекционная программа подготовки руки к письму
Цели и задачи
Цель - изучение эффективности апробирования нейропсихологической коррекционной программы подготовки руки к письму старших дошкольников с ЗПР с помощью нейропсихологических методов диагностики функциональной готовности к овладению данным навыком.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ психолого педагогической литературы по проблеме организации нейропсихологической диагностики и коррекции функциональной готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, эффективных в процессе подготовки руки к письму;
2.Подобрать диагностический материал нейропсихологического обследования функциональной готовности дошкольников с ЗПР;
3.Разработать нейропсихологическую коррекционную программу подготовки руки к овладению навыком письма для старших дошкольников с ЗПР;
4.Проанализировать эффективность применения нейропсихологической коррекционной программы подготовки руки к письму детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Введение

Ведущей составляющей готовности к обучению в школе, прежде всего, является «функциональная готовность» или же «школьная зрелость», предполагающая определённый уровень созревания мозговых структур и нервно психологических функций. 
При ЗПР характерна мозаичность нарушений мозговых функций. У дошкольников с ЗПР нарушения функциональной готовности  обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно психической  организации (Н. И. Озерецкий). Наибольший дисбаланс отмечается в категории моторики кистей и пальцев рук, влияющих на уровень сформированности ВПФ. 
Наиболее эффективными методами воздействия для детей с ЗПР являются нейропсихологические. Это вызвано теоретической основой детской нейропсихологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).

 

Методы и материалы

Методы проведённых исследований: 
-обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования;
-метод изучения психолого-педагогической  документации;
-выборка методов индивидуального комплексного нейропсихологическо-го обследования по изучению функциональной готовности, необходимой для овладения навыком письма, аномального развития детей (И. А.Скворцов, Г. А. Адашинская, И. В. Нефедова);
-обучающий эксперимент; качественный анализ полученных данных.

В работе использовалась схема нейропсихологического исследования, основанная на научной работе  И. А. Скворцова, Г. А. Адашинской, И. В. Нефедовой, занимающихся диагностикой и коррекцией ВПФ у детей. Также исследовательская работа во многом опиралась на составленную А. В. Семенович схему нейропсихологического обследования и нейропсихологическую коррекцию детей.

Описание и обсуждение результатов

Научные: у детей с ЗПР отмечается  нарушения функциональной готовности, наибольший дисбаланс отмечается  дисбаланс в категории моторики кистей и пальцев рук, оказывающих влияние на уровень сформированности ВПФ. В связи с этим в дошкольный период необходимо подготавливать мозговые структуры к освоению программного материала в школе. В данной научно-исследовательской работе внимание уделяется созреванию функционального состава письма (А. Р. Лурия) при  подготовке руки к письму старших дошкольников с ЗПР.

Практические: с помощью нейропсихологического обследования функциональной готовности (И. А. Скворцов, Г. А. Адашинская, И. В. Нефедова) были определены контрольная и экспериментальная группа, в последнюю вошли дети с ЗПР различного генеза, с целью разработки и апробирования нейропсихологической коррекцинной программы подготовки руки к письму старших дошкольников с ЗПР. После проведения коррекционной работы была осуществлена повторная диагностика функциональной готовности, показавшая эффективность применения данной нейропсихологической коррекционной программы в период подготовки детей с ЗПР к обучению в школе.
В ходе первичной и вторичной диагностики были обследованы пять психических функций:  кинестетический праксис (78 %), кинетический праксис (67 %), пространственный праксис (67 %), конструктивный праксис   (34 %) и произвольная регуляция (45 %), сравнительный анализ которых выявил положительную динамику в их развитии (отмечена в скобках). Данная динамика выражается в том, что максимально снизились проценты ошибок при выполнении проб, направленных на исследование кинестетической основы движений, кинетической способности к выполнению заданий, пространственной ориентации движений кистей рук, их конструктивная умелость, и произвольность выполняемых движений рук. Также улучшились показатели развития некоторых интегративных умений, например, таких, как зрительно-моторная организация движений, реципрокная координация и т.д.
Дети с ЗПР при первичной диагностике не могли выполнить самостоятельно ни одной нейропсихологической пробы, после апробирования нейропсихологической коррекционной программы подготовки руки к письму, они стали хорошо ориентироваться в пространстве, умело владеть одновременно двумя руками, выполнять самостоятельно предлагаемые им задания. Это обусловлено, в первую очередь, достигнутым уровнем созревания мозговых структур, составляющих непосредственно функциональный состав письма. 
По окончании коррекционного этапа работы был проведён сравнительный анализ показателей первичной и повторной диагностики, из которого следует, что применение нейропсихологических методов диагностики и коррекции функциональной готовности руки к письму старших дошкольников с ЗПР наиболее эффективно, так как способствует не только формированию функционального состава письма, но и развивает ВПФ.

 

 

 

Используемые источники
1. Арсенюк, А. Конструктивная деятельность как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 35-39.
2. Астаева, А. В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). С. 82-86.
3. Боброва, В. В. Особенности компьютерных учебных программ для подготовки дошкольников с задержкой психического развития к школе по математике и обучению грамоте // Образовательные технологии и общество. 2013. № 3. Т.16. С. 561-572.
4. Вассерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики.СПб.: Изд-во «Стройлеспечать». 1997.198 с.

Information about the project
Surname Name
Olga Pyatina
Project title
Neuropsychological Diagnostics and Correction of Functional Readiness of Senior preschool Children With ZPR At Preparations of Hand to Letter
Summary of the project
To leading making readiness to educating at school, foremost, there is "functional readiness" or "school maturity" supposing the certain level of ripening of cerebral structures and nervously psychological functions.
At ZPR the mosaicism of violations of cerebral functions is characteristic. For preschool children with ZPR of violation of functional readiness reveal on the different levels of nervous and nervously psychical organization . A most disbalance registers in the category of movement of brushes and fingers of hands influencing on the level of formed of VPF.
By the most effective methods of influence for children with ZPR there are
Neuropsychological. It is caused by theoretical basis of child's
Neuropsychological .
Keywords
ZPR,functional readiness,Letter,neuropsychological correction program of preparation of hand to the letter