Регистрация / Вход
Прислать материал

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ

Сведения об участнике
ФИО
Гилязетдинова Екатерина Маратовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о жизни и медицина
Раздел области наук
Клиническая медицина и науки о здоровье
Тема
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ
Резюме
Долгое время предметом исследований в физической культуре и спорте являлся только «здоровый человек». В настоящее время ситуация меняется. Сегодня принято отделять медицинскую модель инвалидности, от социальной модели. Учитывая новые подходы нами был разработан психологический тренинг, ориентированный на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть существующие стереотипы, относительно их беспомощности, способствовать формированию положительной самооценки, связанной с постановкой новых целей, а так же формированием готовности к самоопределению в сфере физической культуры и адаптивного спорта.
Ключевые слова
Адаптивный спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, психологический тренинг
Цели и задачи
Цель: разработать и апробировать программу психологического тренинга по включению людей с ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивным спортом.
Задачи:
1.Изучить теоретические подходы к организации психологического сопровождения адаптивного спорта
2. Разработать и внедрить программу психологического тренинга по включения людей с ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивным спортом.
Введение

По данным 2014 г. в России проживает почти 13 млн. инвалидов, что составляет 9,2% населения страны. Из них по результатам 2013-2014г. систематически занимаются физической культурой и спортом 3,52% .

В то же время   исследователями Lastuka  A ., Cottingham M. доказано, что  имеется значительная экономическая выгода от увеличения участия людей в адаптивном спорте [4].

 

Целенаправленное включение   людей с ограниченными возможностями в регулярную  физическую  активность, согласно С.Дж. Ханрахан будет способствовать: более благоприятному развитию и приобретению  ими нового опыта;  пониманию преимуществ физической активности,  содействию постановке и  достижению новых целей и  повышению  социальной  компетентности [3].

Методы и материалы

Опытно – экспериментальная работа проводилась   в поселке Верхняя Синячиха муниципального образования Алапаевское на базе МБУ «Физкультурно-спортивный центра Орион» Свердловской области. 

В рамках проведения  работы были использованы следующие методы. Методика жизнестойкости личности С. Мадди, адаптированная   Д.А. Леонтьевым. Авторские анкеты, направленные на изучение факторов способствующих и препятствующих включению людей с ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивным спортом. В тренинге использовались фото и видео материалы.

Разработанный нами психологический тренинг, включает 4 этапа.

1 этап – Диагностический. Данный этап ориентирован на установление контакта и создание готовности к совместной работе всех участников тренинга.

2 этап – мотивационно-информационный.

Данный этап ориентирован на расширение представлений о задачах и целях адаптивного спорта. Тренинг предполагает так же осознание  преимуществ и рисков  при занятиях адаптивным спортом.

3  Этап  – Практический. В ходе данного этапа проводится практическая работа по  преодолению психологических трудностей, возникающих у инструкторов и людей, занимающихся адаптивным спортом, создаются условия для формирования  целеполагания, предлагается методы по развитию умений  осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

4  этап - завершающий. Для анализа эффективности тренинговой работы участникам предлагалось ответить на несколько вопросов и оценить предоставленный им материал.

 

 

Описание и обсуждение результатов

В ходе исследования выявлено, что у 53 % испытуемых спортсменов этот показатель жизнестойкости на высоком уровне, у 27 % средний и у 20 % низкий.

На наш взгляд именно данную тенденцию можно отметить как  позитивную, в силу того, что спортсмены с ограниченными возможностями имеют тот внутренний личностный потенциал, который помогает им адаптироваться в социуме.

В то же время наши данные доказывают важность психологической поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, в силу того что они все-таки (особенно в условиях малого города и поселка) оцениваются по их ограниченности, т.е. относятся к стигматизированной группе (малая группа которая не воспринимается).

При проведении данной работы  важно знание  факторов,  способствующих или препятствующих включению людей с ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивным спортом.

Анкетирование спортсменов  по адаптивному спорту выявило:

Основными  целями  занятий являются

- стремление к развитию своих физических способностей и участие в соревнованиях.

Главными трудностями,

- физически и психологически не справляюсь с физической нагрузкой;

- трудно заниматься по причине прогрессирующей болезни;

-  хотел бы заниматься другим видом спорта, но нет условий;

- финансовые сложности.

Более 30% указывают на то, что нет высококвалифицированных специалистов,

В то же время, инструкторы-методисты по адаптивному спорту отметили,  нет поддержки и  заинтересованности со стороны администрации и руководителей в развитии адаптивного спорта

Так же  50% указали на отсутствие помощи в работе со стороны других специалистов.

Около 30% указали на отсутствие специальных знаний по методике адаптивной физической культуры и спорту, психологии лиц с ограниченными возможностями здоровья, молодые инструктора указали на небольшом опыте работы, а инструктора со стажем отметили  недостаточное материальное стимулирование данной работы.

На вопрос о том, что могло бы способствовать преодолению трудностей в развитии адаптивной физической культуры и спорта, инструкторы ответили, что на первом месте должно быть соответствующее развитие материальной базы и спортивных объектов,  проведение мастер-классов, семинаров и встреч со спортсменами и другими инструкторами. На втором месте методическая поддержка и помощь специалистов, на третьем проведение соревнований. 

Можно сделать вывод, что основные трудности включения людей с  ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивным спортом вызваны с одной стороны реальными физическими и психологическими трудностями,  а с другой с социальными факторами.  К числу таких факторов можно отнести недостаточную подготовку специалистов, владеющих знаниями по теории и методике адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, отсутствием опыта работы и психологической грамотности  тренеров и  инструкторов в работе с разными нозологическими группами спортсменов.

Используемые источники
1. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Ли-сицин. – Москва : Геотар-Мед, 2002. – 520 с.
2. Махов А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом / А. С. Махов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Педагогические и психологические науки. – 2010. – Вып. 11. – С. 99–102.
3. Hanrahan S. J. Athletes with Disabilities / Handbook of sport psychology.–3rd ed. / GershonTenenbaum and Robert C. Eklund, eds., 2007-P. 845-858.
3. Martin Jeffrey J. Athletes with physical disabilities/ Routledge Handbook of Applied Sport Psychology./ Edited by Stephanie J. Hanrahan and Mark B. Andersen, 2010.- P. 432-441.
4. Lastuka A . The effect of adaptive sports on employment among people with disabilities // Disability and rehabilitation. 2016- Т: 38. -№ 8, P. 742-748.
Information about the project
Surname Name
Gilyazetdinova Ekaterina Maratovna
Project title
PSYCHOLOGICAL TRAINING FOR INCLUSION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN CLASSES ADAPTIVE SPORTS
Summary of the project
For a long time the subject of research in physical education and sport is only "healthy person". The situation has now changed. We developed psychological training that focuses on helping people with disabilities overcome existing stereotypes about their helplessness, they promote the formation of a real image of the sportsman -paralimpiytsa, create opportunities for the development of their positive self-esteem associated with the formulation of new objectives, as well as the formation of readiness for self-determination in the sphere of physical culture and adaptive sports.
Keywords
Adaptive sport, people with disabilities, psychological training