Регистрация / Вход
Прислать материал

АККУЛЬТУРАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Сведения об участнике
ФИО
Филенко Степан Сергеевич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет управления"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
АККУЛЬТУРАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Резюме
В проекте затрагивается проблематика решения вопроса адаптации студентов - внутренних мигрантов к поликультурной среде современного вуза. Рассматриваются теоретические основы изучения аккультурационных стратегий молодежи. Приводятся результаты эмпирического исследования использования аккультурационных стратегий студентами ГУУ. Представлены рекомендации по оптимизации адаптации студентов в условиях поликультурной среды современного вуза. Научная новизна исследования: изучение процесса аккультурации как результата внутренней образовательной миграции. Практическая значимость: возможность внедрения разработанных рекомендаций в вузах России.
Ключевые слова
образовательная миграция, аккультурация, студенты, высшее образование, поликультурная среда
Цели и задачи
Цель:
изучить используемые аккультурационные стратегии студентами в процессе адаптации к условиям поликультурной среды современного вуза
Задачи:
изучить теоретические основы стратегий аккультурации,
особенности проявления аккультурационных стратегий у студентов ГУУ,
разработать рекомендации по оптимизации процесса адаптации студентов в условиях поликультурной среды современного вуза
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена:

растущими миграционными потоками в современном мире,

мобильностью молодежи как значимой части современного общества,

интенсифицирующимися процессами внутренней образовательной миграции в России,

интеграционными процессами в системе высшего образования в России (формирование образовательных кластеров),

проблемой аккультурации студентов в условиях поликультурной среды современных вузов

Объект исследования: студенты ГУУ разных курсов и направлений подготовки очной формы обучения

Предмет исследования: аккультурационные стратегии студентов

Гипотеза исследования: студенты в условиях поликультурной среды современного вуза используют аккультурационную стратегию интеграции

 

Методы и материалы

Используемые методы исследования: теоретические методы (анализ вторичных данных, анализ социальной информации), эмпирический метод (опрос в форме анкетирования), метод обработки первичной информации - пакет SPSS Statistics.

В рамках теоретической части данного исследования были изучены составляющие элементы поликультурной среды современного вуза, рассмотрена проблема адаптации личности в поликультурной среде, систематизированы теоретические основы доминирующих стратегий аккультурации, а именно стратегий ассимиляции, сепарации, маргинализации, интеграции. 

Подвергнутые анализу с точки зрения применимости в условиях поликультурной среды современного вуза аккультурационные стратегии присущи молодым людям, получающим высшее образование в вузах крупных мегаполисов или в образовательных кластерах.

Для изучения особенностей использования студентами стратегий аккультурации в условиях поликультурной среды современного вуза было проведено эмпирическое исследование методом опроса в ГУУ осенью 2015 года. Было опрошено 466 студентов всех курсов и направлений подготовки, репрезентирующих генеральную совокупность студентов дневного отделения ГУУ.

Полученные эмпирические данные были обработаны с использованием программы SPSS-Statistics.

На основе полученных результатов эмпирического исследования разработаны рекомендации по оптимизации адаптации студентов в условиях поликультурной среды современного вуза.

Описание и обсуждение результатов

Основные положения НИР:

1. Элементы различных культур постепенно трансформируются и отображаются в образовательной среде вуза.

2. В процессе обучения в вузе молодые люди взаимодействуют с представителями разных культур. Данное взаимодействие требует от каж­дого конкретного индивида определенного отношения к этому факту, выработки своей аккультурационной стратегии,  определенных форм адаптации к условиям пребывания в новой поликультурной среде, что может выражаться в изменении самоидентифика­ции личности, ценностных ориентаций, ролевого поведения.

3. В процессе обучения в условиях поликультурной среды современного вуза студенты в большей степени используют аккультурационную стратегию интеграции, суть которой идентификация со своей культурой и с культурными ценностями и нормами нового социокультурного пространства, в которое необходимо включиться человеку.

4.  В процессе обучения в условиях поликультурной среды современного вуза студенты в меньшей степени используют аккультурационные стратегии ассимиляции, при которой человек полностью принимает ценности и нормы нового социокультурного пространства, отказываясь от своих культурных норм и ценностей; стратегию сепарации, при которой происходит отрицание личностью образцов иной культуры при сохранении идентификации со своей культурой; стратегии маргинализации, т.е. потери идентификации со своей культурой при отсутствии идентификации с культурой принимающего социокультурного пространства.

Краткое описание результатов:

В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено стремление студентов поддерживать собственную культурную идентичность в условиях поликультурной среды современного вуза, что в свою очередь соответствует интеграционной стратегии аккультурации. В ходе исследования было доказано, что значительная доля студентов ГУУ успешно использует стратегию интеграции. Стратегия интеграции, с точки зрения сохранения культурной идентичности, является наиболее рациональной, поскольку позволяет личности, с одной стороны, успешно адаптироваться к новой социокультурной среде, с другой стороны, сохранять свои культурные корни. Также были выявлены тенденции в процессе адаптации студентов ГУУ к поликультурной среде вуза, требующие корректировки.

Дальнейшее направление исследования:

В качестве дальнейшего направления для продолжения исследования можно обозначить изучение взаимосвязи между успешностью процесса адаптации студентов в условиях поликультурной среды современного вуза и степенью вовлеченности студентов в образовательную, научно-исследовательскую, досуговую деятельности в вузе.

Используемые источники
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы
2. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2008
3. Рощин Ю.В. Миграция населения в судьбе России. М.: Авангард, 2008
4. Строев В. В. Экономика знаний: влияние на интеграционные процессы в образовании. СПб.: «Тускарора», 2009
5. Тимохович А.Н. Принимающее сообщество и мигранты – представители школьной и студенческой молодежи в Москве: проблемы и векторы решения // Сборник материалов научно-практической конференции «Адаптация и интеграция мигрантов в принимающее сообщество: проблемы и пути решения». М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2015
6. Berry J. W., Poortinga Y., Breugelmans S., Chasiotis A., Sam D. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge : Cambridge University Press, 2011
Information about the project
Surname Name
Filenko Stephan
Project title
STUDENT'S ACCULTURATION STRATEGIES IN CONDITIONS OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Summary of the project
In the project the perspective of the solution of a question of students-internal migrants adaptation to the multicultural environment of modern higher education institution is mentioned. Theoretical basics of studying the student's acculturation strategies are covered. Results of empirical research of using acculturation strategies by students are given. Recommendations about optimization the adaptation process for students in the conditions of the multicultural environment of modern higher education institution are submitted. Scientific novelty of the research: acculturation process was studying as a result of internal educational migration. Practical importance: the possibility of introduction of the developed recommendations in higher education institutions in Russia.
Keywords
educational migration, acculturation, students, the higher education, multicultural environment