Регистрация / Вход
Прислать материал

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами ИКТ

Сведения об участнике
ФИО
Шамсутдинова Дина Робертовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами ИКТ
Резюме
В работе дана характеристика лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Также в работе охарактеризованы преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе и конкретно при развитии лексико-грамматического строя речи. Кроме этого, дан обзор на существующие электронные пособия, пользующиеся спросом у логопедов-практиков. Также представлено исследование, доказывающее то, что применение компьютерных технологий при развитии лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является целесообразным и эффективным.
Ключевые слова
Общее недоразвитие речи, лексическая строй речи, грамматический строй речи, лексико-грамматический строй речи, информационно-коммуникационные технологии.
Цели и задачи
Цель исследования: Изучение и описание особенностей применения информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях с дошкольниками, а также разработка электронно-методического пособия в виде компьютерной игры, направленного на развитие лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по вопросу определения общего недоразвития речи, выявить особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня, проанализировать существующие компьютерные программы по развитию речи;
2. Разработать диагностический инструментарий для изучения состояния лексико-грамматического строя речи и выявить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Определить направления логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка и разработать методы и средства, способствующие повышению эффективности логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи, а также провести их апробирование;
4. Оценить эффективность разработанного электронно-методического пособия для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Введение

В настоящее время количество детей с различными нарушениями речи увеличивается, поэтому активно развивается теория и практика коррекционной педагогики, появляются инновационные методы и средства для решения коррекционных задач, которые ставит перед собой учитель-логопед. Также в России на сегодняшний день вводятся новые стандарты образования, требующие от педагогов использования на своих занятиях информационно-коммуникационных технологий. И эти требования оправданы, так как при использовании ИКТ на занятиях значительно повышается эффективность обучения и коррекционно-педагогического процесса.

Методы и материалы

Методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы по проблеме исследования, педагогический трехэтапный эксперимент, который проводился в естественных условиях дошкольной образовательной организации, качественно-количественная обработка и интерпретация результатов.

Методологическая база. Изучением особенностей лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР занимались Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина и др.

Вопросами внедрения и использования информационных технологий в обучении занимались такие исследователи как  Е. И. Машбиц, Л. Р. Лизунова, О. И. Кукушкина, М. Ю. Галанина.

Описание и обсуждение результатов

В эксперименте участвовало 7 детей с диагностированным общим недоразвитием речи III уровня.

В данной группе детей мы провели обследование уровня развития лексико-грамматического строя у детей. Обследование лексического и грамматического строя речи детей дало следующие результаты. При обследовании лексического строя речи детей у 56,8 % отмечается уровень развития лексики ниже среднего, у 28,4 % - низкий, а у 14,2 % нормальный уровень. При обследовании грамматических категорий уровень развития грамматических категорий ниже среднего наблюдался у 71 % детей, у 28,4 % детей отмечался низкий уровень.

После проведенного обследования мы проанализировали программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., принятую за базовую в Российской Федерации. В данной программе даны указания на направления логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи. В соответствии с данными направлениями, а также в соответствии с тематическим планированием в данной образовательной организации нами было разработано электронно-методическое пособие, способствующее развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Часть игр из данного электронно-методического пособия описана во второй главе. Данные игры мы предложили родителям детей в качестве домашнего задания для закрепления пройденного на подгрупповых  и фронтальных занятиях материала детьми.

После осуществленной в течение учебного года целенаправленной коррекционно-логопедической работы мы провели повторное обследование уровня развития лексико-грамматического строя речи и отметили явную положительную динамику. У 85,2 % детей наблюдались улучшения в развитии лексического строя речи. 71 % детей достигли нормального уровня развития словарного запаса, у 14,2 % выявилось повышение уровня развития с низкого до уровня ниже среднего, у 14,2  % значительных улучшений отмечено не было. Развитие грамматического строя речи повысилось у 56,8 % до уровня нормального, у 28,4 % было отмечено повышение уровня с с низкого до уровня ниже среднего, у 14,2 % значительных улучшений выявлено не было.

Таким образом, у 85,2 % детей отметилось повышение уровня развития лексико-грамматического строя речи, а значит применение средств ИКТ в качестве вспомогательных для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является эффективным.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях способствует повышению познавательный интереса детей на занятиях, повышению их положительного эмоционального настроя,  более полному усвоению материала, и как следствие, более высокой эффективности коррекционно-педагогической работы.

Используемые источники
1. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т. К. Королевская // Дефектология. - 1998. - №1, С. 47 - 55.
2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. / О. И. Кукушкина // Дефектология, 1994 - № 5, С. 3 - 9.
3. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
4. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic405.html (дата обращения: 5.01.2016).
5. Репина 3. А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. - 2004, № 5 (14), С. 285 - 287.
6. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Information about the project
Surname Name
Shamsutdinova Dina
Project title
The development of lexical and grammatical structure of speech in children of the senior preschool age with the general underdevelopment of speech level III using information and communication technologies.
Summary of the project
In this paper the characteristic of lexical and grammatical structure of speech, senior preschool children with ONR Level III. Also in the work described the benefits of using information and communication technologies in speech therapy work, and particularly in the development of lexical and grammatical structure of speech. In addition, an overview of existing electronic benefits demanded by speech therapists and practitioners. Studies have also shown, proving that the use of computer technology in the development of lexical and grammatical structure of speech in children of the senior preschool age with OHP Level III is feasible and effective.
Keywords
The general underdevelopment of speech, lexical structure of speech, grammatical structure of speech, lexical and grammatical structure of speech, information and communication technologies.