Регистрация / Вход
Прислать материал

Подготовка будущего педагога к реализации технологий адаптивной физической культуры

Сведения об участнике
ФИО
Маринкина Наталья Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Подготовка будущего педагога к реализации технологий адаптивной физической культуры
Резюме
Проект нацелен на выявление и экспериментальную апробацию педагогических условий подготовки будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья. К данным условиям относятся: овладение знаниями о принципах функционирования образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья; осознание практической значимости реализации технологий адаптивной физической культуры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; поэтапная реализация подготовки будущих педагогов к овладению технологиями адаптивной физической культуры.
Ключевые слова
Подготовка педагога, профессиональный стандарт педагога, адаптивная физическая культура, технологии адаптивной физической культуры, дети с особыми образовательными потребностями.
Цели и задачи
Целью данного проекта является выявление, обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры.
Задачи проекта:
- определить возможности формирования готовности будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры в процессе профессиональной подготовки в вузе;
- выявить исходный уровень сформированности готовности будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры;
– выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры.
Введение

Сегодня на государственном уровне актуализируется вопрос обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования. Поэтому значимой составляющей в процессе подготовки будущих педагогов является формирование их профессиональной компетентности в области формирования здорового образа жизни, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно требованиям, обозначенным в профессиональном стандарте педагога учитель должен владеть педагогическими технологиями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе и технологиями адаптивной физической культуры, позволяющими работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и материалы

Методологической базой проведенного исследования являются научные подходы: системный, деятельностный подход, личностно-ориентированный, технологический. Системный подход предполагает формирование готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья через комплексное овладение совокупностью ключевых составляющих технологий адаптивной физической культуры. Деятельностный подход обеспечивает организацию, реализацию и регулирование различных видов деятельности в образовательном пространстве путем эффективного использования технологий адаптивной физической культуры. Личностно-ориентированный подход нацелен на создание условий полноценного проявления обучающегося как личности, построения образовательных маршрутов в области овладения технологиями адаптивной физической культуры. Технологический подход предполагает обучение грамотному управлению и использованию технологий адаптивной физической культуры в образовательном процессе, обеспечивает успешную реализацию запланированных целей и достижение конечного результата.

Для решения исследовательских задач в рамках проекта применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов в области образования, проектирование, изучение и обобщение педагогического опыта; анализ, синтез, систематизация, классификация.

Описание и обсуждение результатов

В результате исследования:

– проанализирована и определена совокупность положений, идей и подходов, составляющих теоретико-методологическую основу формирования готовности будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры;

– определены компоненты готовности будущего педагога к применению технологий адаптивной физической культуры (мотивационный, гуманистический, когнитивный, коммуникативный, деятельностный и оценочный);

– выявлены этапы подготовки будущих педагогов к овладению технологиями адаптивной физической культуры: информационный, технологический и рефлексивно-преобразующий;

– разработано программно-методическое обеспечение подготовки будущего педагога к реализации технологий адаптивной физической культуры (учебные дисциплины  «Адаптивная физическая культура»,  «Лечебная физическая культура и массаж», «Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технологии адаптивной физической культуры в деятельности педагога»);

– выделена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущих педагогов к реализации технологий адаптивной физической культуры (мотивация к освоению технологий адаптивной физической культуры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; овладение знаниями о принципах функционирования образовательного процесса с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; поэтапная реализация подготовки будущих педагогов к овладению технологиями адаптивной физической культуры; осознание практической значимости реализации данных технологий, представления возможных трудностей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и готовности к их преодолению).

Обсуждение результатов исследования проводилось в рамках научных форумов, конференций, семинаров.

Используемые источники
1. Иванова Л. И. Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 528-530.
2. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
3. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие.– М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
4. Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре : монография. – М.: Физическая культура, 2008. – 150 с.
5. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учеб. пособие. – М. : ФиС, 2007. – 192 с.
6. Полякова, Т.Д. Адаптивная физическая культура: учебно-методическое пособие / Т.Д. Полякова. – Минск: БГУФК, 2010. – 170 с.
Information about the project
Surname Name
Marinkina Natalia
Project title
Preparing the future teacher for realization of adaptive physical education technologies
Summary of the project
The project focuses on identify and experimental approbation pedagogical conditions of preparation of the future teachers to realization of adaptive physical education technologies with children with limited possibilities of health. For these conditions include: the acquisition of knowledge about the principles of functioning of the educational process of children with limited health capabilities; understanding the practical significance of the implementation of of adaptive physical education technologies in working with children with limited health capabilities; phased implementation of preparation future teachers to mastering technologies of adaptive physical education.
Keywords
Preparation of the teacher, professional teacher standard, adaptive physical education, adaptive physical education technologies, children with special educational needs.