Регистрация / Вход
Прислать материал

Предложения по регулированию подачи электронных обращений в государственные органы

Сведения об участнике
ФИО
Васильева Алена Алексеевна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Информационные технологии и вычислительные системы
Раздел области наук
Информационные технологии
Тема
Предложения по регулированию подачи электронных обращений в государственные органы
Резюме
В данной исследовательской работе нами были рассмотрены различные аспекты в механизме подачи электронных обращений в государственные органы – обеспечение их информационной безопасности, а также повышения качества предоставления данной услуги гражданам РФ. Были выделены существующие проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова
Информационные технологии, информационная безопасность, электронные обращения, шифрование, протоколы безопасности, электронная подпись, федеральный закон, государственные органы.
Цели и задачи
Цель данной исследовательской работы – выявить и предложить пути решения существующих проблем, связанных с электронными обращениями в государственные органы, а также с обеспечением информационной безопасности персональных данных граждан РФ.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание современного законодательства, регламентирующего электронные обращения в государственные органы.
2. Выявить наиболее важные проблемы законодательства в области информационной безопасности.
3. Предложить методы и пути решения выявленных проблем.
Введение

Всё то время, пока существует демократическое государство, порядок и благополучие в стране обеспечивает согласованное взаимодействие органов власти и общественности. В целях повышения качества и эффективности данных отношений Государственной Думой был принят Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регламентирующий один из способов взаимодействия государства и общества. Теперь у граждан РФ есть возможность направить обращения в госорганы, это могут быть как предложения, так и заявления или жалобы, ответ на которые они должны получить в срок, утвержденный данным законом. 

 

Методы и материалы

В ходе работы нами был применены эмпирический и теоретический методы познания (эксперимент и контент-анализ). В экспериментальной части мы реализовали атаку на компьтер пользователя, который отправляет свои персональные данные путем заполнения специальной формы на сайте многофункционального центра. В качестве контент-анализа был проведен аудит нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере информационных технологий, а также регламентирующей работу электронными обращениями граждан. 

Описание и обсуждение результатов

В ходе нашего исследования были выявлены проблемы, которые связаны не только с безопасностью передачи электронных обращений в госорганы, но и с другими аспектами. Исходя из этого, мы предлагаем внести поправки в Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В ст. 6:

Пункт 1 дополнить словами «, в том случае, если не доказано, что данные являются недостоверными.»

В ст. 7:

Дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1) в случае необходимости гражданин в праве запросить экземпляр копии ответа на обращение сформированный шрифтом Брайля.»

В ст.10:

Дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) По требованию гражданина ответ дополнительно может быть сформирован шрифтом Брайля.»

Для реформирования МФЦ и повышения эффективности необходимы соответствующие подзаконные акты, в которых должны быть отражены следующие пункты:

  1. Создание общероссийской сети МФЦ;
  2. Объединение всех многофункциональных центров на одном сайте с возможностью выбора региона;
  3. Создание резервных копий обращений и ответов на них для возможности получения ответа в другом регионе;
  4. Организация региональных мобильных центров;
  5. Рассылка SMS-уведомлений о статусе электронного обращения;
  6. Возможность отправки обращений на портале Госуслуги.

Ниже представлены сформулированные нами требования к работе систем обработки электронных обращений граждан, которые необходимо законодательно закрепить с помощью нормативно-правовых актов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее – ФСТЭК). Данные предложения будут обязательными к исполнению для федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждения, многофункциональных центров, иных органов и организаций.

Для обеспечения безопасности персональных данных, передаваемых по каналам сети Интернет, необходимо использовать:

  1. Защищенные протоколы VPN и TLS;
  2. Программные и программно-аппаратные средства шифрования;
  3. Средства электронной подписи.

Для проверки подлинности личных данных пользователя необходимо:

  1. Отправлять обращения в виде электронного документа;
  2. Использовать ЭЦП;
  3. Заверять обращения с помощью собственной подписи организации.
Используемые источники
1. Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
2. ГОСТ 28147-89. «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования».
3. ГОСТ Р 34.10-2012. «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи».
4. ГОСТ Р 34.12-2015 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Блочные шифры».
5. Погорелов Б.А., Сачков В.Н. Словарь криптографических терминов. М.: МЦНМО, 2006. – 12 с.
6. Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных».
7. Федеральный закон N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
8. Гражданский кодекс Российской Федерации N 51-ФЗ.
9. Федеральный закон N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Information about the project
Surname Name
Vasilyeva Alena
Project title
Offers for regulation of electronic submission of appeals to state departments
Summary of the project
In this research we have considered various aspects of the mechanism of electronic submission of appeals to the state departments - to ensure their information security, as well as improving the quality of services to citizens of the Russian Federation. Existing problems were identified and solutions were proposed.
Keywords
Information technologies, information security, electronic appeal, encryption, security protocols, electronic signature, the federal law, state departments.