Регистрация / Вход
Прислать материал

Мультипликационные фильмы как PR-технология, создающая в детском сознании модели феномена любви

Сведения об участнике
ФИО
Калугина Юлия Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Философские науки
Тема
Мультипликационные фильмы как PR-технология, создающая в детском сознании модели феномена любви
Резюме
Автор настоящей работы рассматривает мультфильмы в качестве PR-технологии, формирующей мысленные модели любви в детском сознании. Исследование базируется на работе немецкого философа Эриха Фромма "Искусство любить".
Ключевые слова
мультфильмы, любовь, детское сознание, PR-технология
Цели и задачи
Цель предлагаемой работы: определить мысленные модели, базирующиеся на понятии любви, которые транслируют в сознание современного ребенка самые кассовые в России мультипликационные фильмы.

В задачи работы входило изучение формирования детского сознания, а также работы известного немецкого философа Эриха Фромма «Искусство любить» и анализ четырех самых кассовых в России мультфильмов за 2015 год.
Введение

Ценности, которые движут сознанием поколений, определяют ход истории. От них зависит, за что люди будут бороться, и исходя из каких принципов строить свою жизнь. Ценностные ориентиры закладываются в наше сознание с самого детства с помощью книг, поведения родителей и, конечно, мультипликационных фильмов. Последние и будут рассмотрены в качестве PR-технологии, формирующей модели поведения в детском сознании. 

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, и уже исходя из них в дальнейшем строит свою собственную модель мира. Есть вероятность, что просматривая мультфильм, дети начнут подражать любимому герою, который может быть как положительным, так и отрицательным. 

Методы и материалы

В рассматриваемой работе автор предлагает наиболее подробно остановиться на формировании у детей мысленных моделей и поведенческих установок по отношению к феномену любви посредством мультипликационных фильмов.

Для изучения поставленного вопроса было проанализирована работа Эриха Фромма «Искусство любить», в которой он подробно описывает, какую, по его мнению, любовь играет в жизни человека, а также какие ее проявления можно наблюдать во взаимоотношениях людей. Автором была рассмотрена именно эта работа, так как немецкий философ не говорит о менталитете народа Германии. Он обращается к архетипам, которые присутствуют у каждого представителя человеческого рода. Архетип – это универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержания коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. [2]

В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм выделил пять компонентов, присущих каждому виду любви. Это отдача, забота, ответственность, уважение и знание. [3]

Существует несколько видов любви, которые Эрих Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу. [3]

Описание и обсуждение результатов

Для попытки ответа на вопрос о том, какие модели феномена любви формируют мультфильмы, автором были проанализированы четыре самых кассовых в российском прокате мультфильма за 2015 год по версии портала «Кинопоиск»: «Миньоны», «Головоломка», «Дом» и «Монстры на каникулах 2». [5]

Так, сюжет мультфильма «Миньоны» (США) построен на том, что существуют забавные существа, смысл жизни которых состоит в том, чтобы найти самого ужасного злодея и верно ему служить. По классификации Эриха Фромма, здесь могло быть отражение любви к Богу, но из всех вышеуказанных аспектов – отдачи, заботы, ответственности, уважения и знания – в предложенном мультфильме можно увидеть только отдачу и заботу. Они проявляются в том, что эти существа всецело посвящали себя злодею, однако хозяева вследствие невнимательного и неосторожного поведения миньонов часто умирали. Погрустив минуту, герои отправлялись на поиски нового злодея, история с которым повторялась. Соответственно, здесь вряд ли можно найти ответственность, а также знание, которое они могли бы получить, по-настоящему узнав своего хозяина.

Мультипликационный фильм «Головоломка» (США) показывает зрителям, что в голове абсолютно каждого существа, в том числе и человека, живут разные эмоции, которые и управляют им. У главной героини – 11-летней девочки Райли, это пять базовых эмоций: радость, печаль, страх, гнев и брезгливость. Мультик наглядно демонстрирует проявление материнской любви у эмоций по отношению к Райли – весь мультфильм все они пытаются сделать ее счастливой. В мультфильме явно можно увидеть отдачу и заботу – эмоции делают всё для благополучия главной героини. Ответственность проявляется в том, что они понимают свою значимость в ее судьбе и самоотверженно решают проблемы ради нее (так, в ходе фильма эмоции, невзирая на собственные нужды, пробуют всевозможные способы, чтобы сохранить у ребенка самые важные воспоминания, делающие ее той, кем она является). Эмоции принимают Райли такой, какая она есть и знают ее с самого детства. 

Мультфильм «Дом» (США) показывает конфликт в феномене братской любви. Сюжет мультфильма закручивается вокруг взаимоотношений совершенно разных по характеру героев: девочки по имени Дар и инопланетянина, чей вид прилетел на планету Земля. Они вынуждены вместе проходить испытания в ходе развития сюжета, узнавая друг друга, обретая постепенно уважение и проявляя заботу друг о друге. 

Конфликт мультфильма «Монстры на каникулах 2» (США) построен на том, что дедушка-вампир должен смириться с тем, что его внук будет обычным человеком. Он различными способами пытается вызвать его вампирскую сущность, но в итоге обретает уважение к нему такому, какой он есть.

Общим для всех этих мультипликационных фильмов является то, что они воспитывают в детях такой аспект по Фромму как уважение, то есть умение принимать положительных по сюжету персонажей такими, какие они есть, со всеми качествами, которыми они обладают. 

Используемые источники
1. Майстер Экхарт. Проповеди и рассуждения. М., 1912. С. 39

2. Википедия. Архетип (психология) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архетип_(психология)

3. Компоненты и виды любви по Э. Фромму [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyage.ru/agps-514-1.html

4. Менеджмент для студентов и не только [Электронный ресурс]. URL: http://www.lartdoll.net/psikhopatologiya-otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/474-soznanie-jetapy-formirovanija-soznanija-ponjatie-o.html

5. Портал «Кинопоиск». Результаты поиска самых кассовых мультфильмов в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinopoisk.ru/top/navigator/m_act%5Bgenre%5D/14/m_act%5Byear%5D/2015/order/rus/#results

6. Эрих Фромм. Искусство любить [Электронный ресурс]. URL: http://www.dubichs.info/images/E.Fromm.pdf
Information about the project
Surname Name
Kalugina Yulia
Project title
Animated films as a PR-technology, creates in the child's mind the models of love phenomenon
Summary of the project
The author of this paper considers the cartoons as a PR-technologies, forming a mental model of love in the child's mind. The article is based on the book by German philosopher Erich Fromm "The Art of Loving".
Keywords
animated films, love, child`s mind, PR-technology