Регистрация / Вход
Прислать материал

Психолого-педагогическое сопровождение коммуникативно-речевой деятельности подростка с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения

Сведения об участнике
ФИО
Ибрагимова Ольга Константиновна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный педагогический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Психолого-педагогическое сопровождение коммуникативно-речевой деятельности подростка с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения
Резюме
Состояние здоровья детей с комплексными нарушениями позволяет получить им образования в условиях надомного обучения. Проведено исследование состояния уровня коммуникативно-речевой деятельности Ильи (17 лет).
Диагноз Ильи - ДЦП, атонически-астатическая форма тяжелой степени,
Психический статус: Тяжелая умственная отсталость. Аутизм.
Речевой статус: анартрия с голосовой активностью.
Проведено первичное обследование уровня коммуникативно-речевой деятельности подростка и определены направления коррекционной работы.
Результатом работы создание программы по развитию коммуникативно-речевой деятельности подростка с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения.
Ключевые слова
Специальная педагогика, подросток с комплексным нарушением, коммуникативно-речевые навыки, процесс развития коммуникативных навыков
Цели и задачи
Цель: теоретически изучить и практически показать возможность формирования коммуникативно-речевых навыков у подростка с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения
Задачи:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2) изучить специфику в формировании коммуникативно-речевой деятельности у подростка с комплексными нарушениями.
3) определить содержание коррекционной работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности у подростка с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения.
Введение

Сложные (комплексные) нарушения – это несколько первичных нарушений, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Дети с данными нарушениями оказываются лишены, доступных их здоровым сверстникам, каналов получения информации. Таким образом, альтернативным вариантом школьного обучения таких детей с комплексным нарушением выступает надомное обучение и воспитание. Из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса и др. причин сужаются социальные и речевые контакты, а это,  лишает их возможности более эффективно общаться и вырабатывать необходимые навыки речевого общения.

Методы и материалы

1. Теоретический – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение опыта логопедов практиков;

2. Эмпирический - сбор анамнестических данных, наблюдение, изучение личного дела на ребенка, медицинской документации, протокола ПМПК,

3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов. 

Нами были определены такие методики как диагностическая карта Лебединской К.С. и Никольской О.С., так же  нами была адаптирована «Методика диагностики форм общения  по М. И. Лисиной» и методика, разработанная под руководством Е.О. Смирновой, Х.Т. Бедельбаевой, А.Г. Рузской.

Адаптированая «Методика диагностики форм общения  по М. И. Лисиной» и методика, разработанная под руководством Е.О. Смирновой, Х.Т. Бедельбаевой, А.Г. Рузской.   

Цель – выявление наиболее развитой формы общения и определение степени предпочтения ребенком каждой из трех форм общения, определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка с компелексными нарушениями.

Из диагностической карты Лебединской  К.С. и  Никольской  О.С. нами был выделен один пункт – сфера общения, в котором мы смотрели:

1) Визуальный контакт.

2) Отношение к физическому контакту.

3) Реакция на словесные обращения.

4) Отношение к окружающему.

5) Мимика. 

Описание и обсуждение результатов

Для определения уровня коммуникативных навыков у подростка с комплексными нарушениями и определением дальнейших коррекционных направлений нами было проведено исследование уровня коммуникативно-речевой деятельности Ильи (17 лет)

Диагноз - ДЦП, атонически-астатическая форма тяжелой степени,

Психический статус:  Познавательная деятельность снижена. Низкая концентрация внимания. Тяжелая умственная отсталость. Аутизм.

Речевой статус: анартрия с наличием голосовой активности. 

Во время проведения исследования у Ильи отсутствовал взгляда на глазах, он постоянно находится с опушенной головой, поднимал голову и наводит взгляд, только если его позовет хорошо знакомый голос. Первоначальная фиксация взгляда на ярких предметах в одежде педагога. При поглаживании подроста по голове педагогом с целью похвалить, он одергивался и отодвигался. На вопросы педагога по книге, Илья пытался ответить, но в силу своего дефекта, редко давал ответ. В течении всей диагностики Илья испытывал различные эмоции, но из-за физических ограничений воспроизвести на лице не мог.

По результатам исследования делаем вывод, что Илье присущ III уровень сформированности коммуникативных навыков и вне ситуативно-деловая форма общения, то есть он с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми, во время общения чувствует себя наиболее не комфортно,  предпочтение отдается играм в одиночестве, мотивация к общению есть, но возможности  ограничивают общение.

Основными направлениями коррекционной работы будут являться:

1) развитие словаря:

А) активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).

Б) Уточненить и закрепить семантическую сторону слов.

2) формировать навыкы общения  с помощью невербальных средств языка:

А) формировать понимание знака-символа и умение применять в повседневной жизни

3) развитие диалогической речи:

А) Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них с помощью знаков-символов

Б) Формировать разговорную речь в беседе с использованием знаков-символов.

В)  вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;

4) развитие понимания обращенной речи:

А)  развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

Б)  учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи;

В)  учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

Г)  формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;

5) формирование положительного образа «Я»:

А) создавать условия для формирования положительного образа Я через осознание себя в жизнедеятельности

Б) развивать восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;

В) формировать желание познавать самого себя и анализировать свои поступки.

6) формированию этических норм и правил поведения:

А) формировать понятия «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо».

Б) формировать правила поведения в обществе

Используемые источники
1. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д. И. Бойков – СПб. : КАРО, 2005. – 288 с.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – М. : ООО «Аспект», 2005. – 448
3. Дети с отклонениями в развитии : Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей [Текст] / сост. Н. Д. Шматко. — М. : Аквариум, 1997. – 128 с.
4. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / М. И. Лисина. – Кишинев.1987. – 250 с.
5. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
Information about the project
Surname Name
Ibragimova Olga Konstantinovna
Project title
Psycho-pedagogical support of communicative speech activity of a teenager with complex disorders in conditions of home-based learning
Summary of the project
The state of health of children with complex violations allows to get them educations in the conditions of home training. Research of a condition of level of communicative and speech activity of Ilya (17 years) is conducted.
Ilya's diagnosis - Cerebral spastic infantile paralysis, atonicheski-astatic form of heavy degree,
Mental status: Heavy intellectual backwardness. Autism.
Speech status: an anartriya with voice activity.
Primary examination of level of communicative and speech activity of the teenager is conducted and the directions of correctional work are defined.
Result of work creation of the program for development of communicative and speech activity of the teenager with complex violations in the conditions of home training
Keywords
Special pedagogics, the teenager with complex violation, communicative and speech skills, development of communicative skills