Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование созидательной активности подростков в детском объединении (на примере школьного лесничества)

Сведения об участнике
ФИО
Сорока Ирина Юрьевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование созидательной активности подростков в детском объединении (на примере школьного лесничества)
Резюме
Исследование по формированию созидательной активности подростков в школьном лесничестве «Лесная страна» ориентировано на реализацию приоритетов государственной образовательной и экологической политики, связанных с формированием у школьников активной гражданской позиции и базовых национальных ценностей, закрепленных в ряде основополагающих государственных актов и международных договоров; содействие достижению экологической культуры как личностного результата обучения; повышению уровня экологической безопасности Забайкальского края, повышению уровня вовлеченности детей в дополнительное образование эколого-биологической и естественнонаучной направленности.
Ключевые слова
Созидательная активность, подростки, детское объединение
Цели и задачи
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, содействующих формированию созидательной активности подростков в детском объединении – школьное лесничество «Лесная страна».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «созидательная активность подростков», выявить критерии и показатели `её сформированности.
2. Выявить педагогические условия, содействующие организации созидательной деятельности подростков в детском объединении – школьное лесничество.
3. Апробировать комплекс педагогических условий по формированию созидательной активности подростков в детском объединении - школьное лесничество «Лесная страна».
Введение

Анализ актуального состояния детских объединений экологической направленности в Забайкальском крае, стратегических документов по проблеме устойчивого развития общества, нормативно-правовых документов, определяющих образовательную политику, позволил выявить противоречия: между потребностью общества в формировании созидательной активности обучающихся и недостаточной разработанностью системы педагогических условий для этой деятельности; между необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и неотработанной практикой ее реализации в сотрудничестве общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей. 

Методы и материалы

Показателями результативности и эффективности процесса формирования созидательной активности подростков в детском объединении  школьном лесничестве "Десная страна",  будут выступать мотивы положительного отношения к природе, активность и результативность участия в мероприятиях разного уровня, высокие показатели социализированности школьников, а также положительное отношение к занятиям в детском объединении.

В экспериментальную группу входили 55 учащихся МБОУ СОШ № 25 г. Читы, занимавшиеся в детском объединении «Лесная страна» в течение трех лет (2013-2016 гг.). В качестве инструментария для проведения мониторинга нами использовались следующие основные методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование. Для обработки полученных в ходе мониторинга данных применялись теоретические методы – сравнение, обобщение, классификация, систематизация и т.п. 

Описание и обсуждение результатов

По результатам исследования можно сделать вывод об эффективности процесса формирования созидательной активности подростков в детском объединении «Лесная страна».

Большинство воспитанников детского объединения «Лесная страна» имеют перцептивно-чувственное, эстетическое восприятие природы, предпочитают эстетический характер действий по отношению к природным объектам, в достаточной степени у них развита познавательная активность по отношению к природным объектам, которая выражается в готовности и стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, а также готовность и стремление к практическому взаимодействию с объектами природы.

Позитивная динамика роста эстетической установки субъективного отношения к природе воспитанников детского объединения «Лесная» свидетельствует о сформированности достаточно высокой сознательности по отношению к природе,

Результатами участия в воспитанников детского объединения «Лесная страна» мероприятиях разного уровня выступают: социальная активность и инициатива; успешность, показателем которой являются детские достижения (личные, творческие, интеллектуальные и пр.), которые оформляются в портфолио школьника, класса, школы. Среди подростков, обучающихся в детском объединении «Лесная страна», преобладают подростки со средним и высоким уровнями социализированности.

Результаты анкетирования показали, что воспитанники детского объединения «Лесная страна» позитивно оценивают деятельность школьного лесничества и по большинству вопросов дают высокую  степень удовлетворенности образовательным процессом в детском объединении.

О сформированности созидательной активности подростков свидетельствуют положительные результаты в мотивационной сфере, активность и результативность участия в мероприятиях разного уровня, высокие показатели социализированности школьников, а также положительное отношение к занятиям в школьном лесничестве.

Используемые источники
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. М. 2004
Бычков А.В. Созидательная педагогика. М. 2001
Грибоедова Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнёрства в современном образовании // Известия рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008, № 68
Джига Н.Д. Концептуальное и организационно-методическое обеспечение эмпирического исследования созидания продуктивного субъекта образования // Перспективы науки и образования № 1, 2014
Игумнова Е.А. Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета. Чита, 2010
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. М., 2006
Якимец В.Н. Технологии общественного участия и межсекторного социального партнерства. СПб., 2013
Ясвин В.А.Психология отношения к природе. М., 2000
Information about the project
Surname Name
Soroka Irina Yrievna
Project title
Creative activity formation of adolescents in children's association (for example, the school forestry society)
Summary of the project
The research on creative activity formation of adolescents in children's association – school forestry society "Forest country" focused on the realization of the priorities of state educational and ecological politics, connecting with students' active citizenship formation and basic national values, consolidating in the fundamental numbers of state acts and international contracts; promoting of schoolchildren`s achievement of ecological culture as a personal result of training (in terms of Federal State Educational Standard); increasing of safety ecological level in Zabaykalsky Krai, increasing of the involvement level of children in supplementary education of ecological and biological and scientific direction.
Keywords
Creative activity, teenagers, children's association