Регистрация / Вход
Прислать материал

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сведения об участнике
ФИО
Верховцева Мария Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Резюме
Для развития личностных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности необходимы разработка и апробация соответствующих методов и оценочных средств. Мы предлагаем разработанную и апробированную программу занятий, построенную с учетом актуального уровня личностных компетенций, включающей такие методы как: этическая беседа, направленная на развитие нравственно-этических компетенций; игра, направленная на развитие компетенций смыслообразования; проект, направленный на развитие компетенций самоопределения и самопознания. Ввнедрение этой программы обеспечит положительную динамику развития личностных компетенций младших школьников.
Ключевые слова
Личность, личностные компетенции, младший школьник, внеучебная деятельность, методы развития
Цели и задачи
Цель: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможности развития и оценки личностных компетенций младших школьников во вне-учебной деятельности.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «личностная компетентность» и «личностные компетен-ции», охарактеризовать содержание личностных компетенций младших школьников.
2. Описать уровни, показатели и критерии развитости личностных компетен-ций в младшем школьном возрасте.
3. Разработать карты оценки и с их помощью выявить актуальный уровень развития личностных компетенций младших школьников.
4. Разработать программу развития личностных компетенций младших школь-ников, провести ее апробацию в процессе внеучебной деятельности.
Введение

Компетентностный подход является одним из доминирующих факторов модернизации российского образования. Он тесно связан с повышением интереса современного общества к психологическим ресурсам людей.  Компетентность рассматривается как интегративное качество личности, а компетенции понимаются как характеристики личности, обеспечивающие решение широкого круга задач. В ФГОС нового поколения впервые в числе основных образовательных результатов освоения ООП обозначены личностные результаты. Это предполагает, что в процессе учебной деятельности ученик не только получает сумму знаний, умений и навыков, но и формируется как творческая, инициативная, деятельная личность, способная адекватно отвечать на вызовы времени.
 

 

Методы и материалы

На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись различные методы  научного исследования: методы теоретического уровня (изучение педагогической и методической литературы по проблемам исследования, теоретический анализ, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (наблюдение, подбор и конструирование диагностического инструментария – методов развития и средств (карт) оценки личностных компетенций, проведение диагностического обследования, разработка и верификация программы развития личностных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности).

Описание и обсуждение результатов

На втором (формирующем) этапе: с использованием полученных данных мы разработали и апробировали программу внеучебных мероприятий направленную на развитие личностных компетенций младших школьников. Цель данной программы – создание психолого-педагогических условий для развития личностных компетенций детей младшего школьного возраста.

Реализацию программы обеспечили следующие методы: этическая беседа, дидактическая игра, проект.

Материал был систематизирован в соответствии со структурой вариативной программы:

1. Занятия, направленные на развитие нравственно-этического компонента личностных компетенций;

2. Занятия, направленные на развитие смыслообразующего компонента личностных компетенций;

3. Занятия, направленные на развитие компонента самоопределения и самопознания.

На третьем (контрольном) этапе мы выявили положительную динамику развития личностных компетенций младших школьников. Следовательно, наше предположение о том, что проблема развития личностных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности может быть успешно решена при наличии выше названных условий, подтвердилось. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.

Продуктами нашей исследовательской деятельности стали: разработанный диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности личностных компетенций обучающихся, программа внеучебных занятий по развитию личностных компетенций младших школьников. Программа и диагностический инструментарий могут быть использованы учителями начальных классов, психологами для решения диагностических и развивающих задач. В перспективе разработка данной темы может идти по пути дальнейшего отбора содержания и конструирования благоприятных условий для развития личностных компетенций младших школьников.

Используемые источники
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. 1
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
4. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М., Неумоева-Колчеданцева Е.В., Задорина О.С.. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций: учебное пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2014. – 152 с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
Information about the project
Surname Name
Mariia Verkhovtseva
Project title
THE DEVELOPMENT OF PERSONAL COMPETENCES OF YOUNGER PUPILS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Summary of the project
For the development of personal competences of younger pupils in extracurricular activities is necessary to develop and test appropriate methods and assessment tools. We offer developed and proven training program, built to meet current level of personal competencies, including methods such as: ethical interview, aimed at the development of moral-ethical competences; the game is aimed at the development of competences of meaning; a project aimed at development of skills of self-determination and self-knowledge. Implementation of this program will provide a positive dynamics of development of personal competences of younger pupils.
Keywords
Personality, personal competence, a younger pupils, extracurricular activities, methods of development