Регистрация / Вход
Прислать материал

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Сведения об участнике
ФИО
Зорина Наталья Сергеевна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Резюме
Целью настоящего исследования является выявление гендерных особенностей иерархии ценностных ориентаций современных подростков.
В методический блок исследования вошла методика, разработанная С.С. Бубновым «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».
Базу исследования составили учащиеся среднего школьного МКОУ «Гончаровская средняя школа» Курской области.
Проведенное исследование доказывает, во-первых, что гендер выступает фактором, детерминирующим структуру ценностных ориентаций подростков и, во-вторых, что, независимо от гендерных особенностей, для современных подростков духовные ценности важнее, чем материальные.

Ключевые слова
Ценностные ориентации, гендер, подросток
Цели и задачи
Целью настоящего исследования является выявление гендерных особенностей иерархии ценностных ориентаций современных подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методический блок исследования.
3. Выявить структуру ценностей подростков.
4. Изучить гендерные особенности ценностных иерархий подростков.
Введение

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами:  А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Фанталовой и другими. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций подростков.

Актуальность избранной проблемы в научном аспекте определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения с подростками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории.

Гипотеза исследования заключается в том, что гендер подростка детерминирует иерархию его ценностных ориентаций.

 

 

Методы и материалы

 

1.     В методический блок исследования вошла методика, разработанная С.С. Бубновым, «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».

2.     Безменова И. К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ). – URL: www. psychology/lomonosov/ tesises/ek. htm (дата обращения: 10.03.2016).

3.     Беляева Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну // Социология. – 2008. - № 4. – С. 70-76.

4.     . Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М: Наука, 1986. - 276 с.

5.    Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-психологическая работа.  –  2009.  – №4.  –  С.  53–57.

6.     Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.

7.     Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнаевыхаванне. – 2007. – №9. – С. 23–27.

8.      Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007.- № 4. – С. 37-43.

9.     Сологуб И.Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - № 6. – С. 55-58.

1.     Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1993. - 120 с.

2.     Массен П., Конгер Дж. Развитие личности в среднем возрасте: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997. - 272 с.

3.     Мухина, В.С. Детская Психология. - М.: Просвещение, 1995. - 272 с

 

 

Описание и обсуждение результатов

 

 Сопоставим структуры ценностных ориентаций подростков мужского и женского пола. Все ценности респондентов были объединены нами в три условные группы. В первую группу вошли ценности, одинаково значимые для респондентов, независимо от их гендерной принадлежности. Во вторую группу мы отнесли ценности, которые более высоко оценили подростки–мальчики. Наконец, в третью группу нами были отнесены ценности, которые более высоко оценили респонденты–девочки.

Итак, подростки, независимо от их гендерных особенностей, одинаково оценили такие ценности, как помощь и милосердие к другим людям (разность рангов 0, р≥0,05), приятное времяпровождение, отдых (разность рангов 1, р≥0,05), признание и уважение других людей и влияние на окружающих (разность рангов 1, р≥0,05), любовь (разность рангов 2, р≥0,05), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (разность рангов 2, р≥0,05), общение (разность рангов 1, р≥0,05), высокий социальный статус и управление людьми (разность рангов 1, р≥0,05).

Мальчики–подростки более высоко по сравнению с респондентами–девочками оценили высокое материальное благосостояние (разность рангов 3, р<0,05), здоровье (разность рангов 4, р<0,05), познание нового в мире, в природе и в человеке (разность рангов 3, р<0,05).

Девочки–подростки более высоко по сравнению с респондентами–мальчиками оценили поиск и наслаждение прекрасным (разность рангов 6, р<0,01).

Следовательно, по большинству ценностей (шести из одиннадцати) нами не было выявлено статистически достоверных различий. По пяти ценностям между респондентами разного пола нами были зафиксированы статистически достоверные различия.

Проанализированные результаты исследования позволяют предположить, что для данной группы респондентов, независимо от их гендерной принадлежности, весьма значимыми являются общественные отношения. У них высокоразвито стремление к гуманизму, которое нельзя соотнести с поведением, направленным на достижение высокого социального статуса и стремлением к власти. Респонденты данной группы являются очень чуткими и эмоциональными людьми. Мотивационной целью для них представляется сохранение благополучия других людей. Однако для субъектов данного исследования так же немаловажной является ценность материального благосостояния, которая связана с поведением, направленным на удовлетворение насущных желаний и удовольствия.

 Проведенное исследование доказывает, что, во-первых, гендерные различия влияют на структуру ценностных ориентаций, во-вторых, социальный портрет нынешнего поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны помощь и милосердие к другим, приятное времяпровождение с друзьями, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие престиж и материальное благополучие. 

 

Используемые источники
1. Журавлёва Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском Обществе.
2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы,ценности.– М., 222 с.
3. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986. - 312 с.
4. Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. - СПб.:Питер, 2013. - 688 с
5. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. - СПБ.: Питер, 2000. - 992 с.
6. Кривцова Е.В., Мартынова Т.Н. Толерантность личности в системе ценностного самоопределения: Кемерово, 2014г.
7. Кирьякова A.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Юж. Урал, 1996. - 188 с.
8. Леонтьев А.Д. Ценность как междисциплинарное понятие: опытмногомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. -№4. - С. 15-26.
9. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика.
Information about the project
Surname Name
Natalia Zorina
Project title
VALUE ORIENTATION OF MODERN ADOLESCENTS: THE GENDER DIMENSION
Summary of the project
The purpose of this study is to identify gender characteristics of the hierarchy of value orientations of modern teenagers.
In the methodological part of the survey included the technique developed by S. diamond, "Diagnostics of real structure of valuable orientations of the person".
Base of the research consisted of students of secondary school, MKOU Srednyaya SHKOLA Goncharovsky" Kursk region.
This study demonstrates, first, that gender is a factor determining the structure of value orientations of adolescents and, secondly, that, irrespective of gender, for modern teenagers, spiritual values are more important than material.
Keywords
Value orientations, gender, teen.