Регистрация / Вход
Прислать материал

Созависимость как фактор формирования личностных особенностей и копинг-поведения в юношеском возрасте

Сведения об участнике
ФИО
Кузьмин Богдан Владимирович
Вуз
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Созависимость как фактор формирования личностных особенностей и копинг-поведения в юношеском возрасте
Резюме
Проводится анализ влияния созависимости на копинг-поведение и личностные особенности юношей и девушек. Было выявлено, что высокий уровень созависимости способствует более частому использованию фокусировки на эмоциях в стрессовой ситуации и редкому обращению к активному копингу и к стратегии положительного роста. Также у обладателей высокой созависимости ценностные ориентации оказываются более далекими от идеала самоактуализированного человека. Таким образом, можно сказать, что созависимые редко получают удовольствие от жизни и не стремятся к этому состоянию, проявляют общее недоверие к миру в сочетании с болезненным стремлением к объединению.
Ключевые слова
созависимость, юношеский возраст, личность, копинг-поведение
Цели и задачи
Цель работы – исследование феномена созависимости как предиктора формирования личностных особенностей и копинг-поведения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности формирования созависимости у студентов медицинского вуза по сравнению со студентами других специальностей;
2. Определить значение семейно-средовых факторов в формировании созависимости;
3. Исследовать личностные особенности студентов медицинского вуза;
4. Исследовать копинг-стратегии студентов медицинского вуза
5. Изучить влияние созависимости на формирование личностных особенностей и копинг-поведения
Введение

Созависимость в современном мире является весомой проблемой, наряду с депрессией, стрессом, трудностями во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Однако, в обыденном сознании нет четкого представления о данном явлении. И если в случае с депрессией, человек ещё может осознать свою проблему и необходимость в профессиональной помощи, то созависимость может не восприниматься как объективно наблюдаемая трудность. Человек отражает её симптомы, но не понимает, что все они связаны с одним и тем же явлением. Созависимость в наше время это распространенное явление, но мало изученное в эмпирическом плане. О нем говорят психологи-практики, но данные о связи созависимости с личностными особенностями или копинг-поведением не приводятся.

Методы и материалы

Основным организационным методом являлся сравнительный, среди эмпирических были выбраны методы тестирования и анкетирования.

  1. Шкала созависимости Москаленко В.Д. [3].
  2. Опросник COPE (совладающего поведения) К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба в адаптации Т. Гордеевой, Е.Осина, Е. Рассказовой [2]
  3. Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома (адаптация – Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)[1].
  4. Проективный тест “Семейная социограмма” Э.Г. Эйдемиллера [6].

Методы математической статистики: первичные описательные статистики (подсчёт средних величин), критерий Колмогорова-Смирнова, однофакторный дисперсионный анализ.

Описание и обсуждение результатов

Было выявлено, что 12% испытуемых обладают низким уровнем созависимости (независимые), 77% проявляют умеренную созависимость, а 11% - резко выраженную созависимость. Таким образом, можно сделать вывод, что 88% юношей и девушек нуждается в помощи по снижению или полному устранению последствий созависимости.

Среди изучаемых нами семейно-средовых факторов (сиблинговая позиция, структура семьи, взаимоотношения в семье) не было выявлено общих закономерностей, которые бы влияли на развитие созависимости. Однако нами была отмечена интересная особенность в изображении семейной системы независимыми  и созависимыми людьми. В целом метод семейной социограммы предполагает, что испытуемому предлагают нарисовать свою семью внутри окружности, изобразив каждого члена семьи в виде кружка.

Независимые молодые люди чаще всего располагают себя на рисунках наравне с остальными членами семьи, размер кружка, который они отводят для себя, примерно равен размеру кружков других членов семьи. Это означает, что в семье такие юноши и девушки чувствуют себя на равных с остальными, они не ставят себя в центр взаимоотношений, но и не отодвигают на второй план.

Созависимые юноши и девушки имеют тенденцию изображать себя снизу, и кружок, который они рисуют, изображая свое место в семье, чаще гораздо меньше, чем кружку других членов семьи. Это свидетельствует о низкой оценке своего значения в семье, принижении своей значимости. Следует отметить, что созависимые молодые люди также часто забывали изобразить себя, когда рисовали свою семью, что тоже может косвенно свидетельствовать о тенденции недооценивать свою роль в семейной системе.

Исходя из данных, полученных нами, можно сделать вывод, что юноши и девушки с низкой созависимостью чаще применяют активный копинг, положительное истолкование и рост и реже обращаются к фокусировке на эмоциях. Вследствие этого, можно сказать, что в трудной жизненной ситуации они стремятся преодолеть трудности и проблемы и при этом извлечь положительный опыт и обозначить перспективы для личностного роста. Созависимые предпочитают занимать пассивную позицию, ожидая, что трудности обойдут их стороной. При этом необходимо отметить, что такое поведение сопровождается высоким уровнем фокусировки на эмоциях. Вероятно, такое сочетание копинг-стратегий ведет к снижению эффективности совладающего поведения.

Что касается личностных особенностей, различия в них были найдены по уровню проявления ценностных ориентаций юношей и девушек с разным уровнем созависимости. Молодые люди с низким уровнем созависимости обладают чертами, приближающими их к идеалу человека самоактуализированного. Созависимые в данном случае оказываются в ситуации, когда их ценностные ориентации настроены прямо противоположным образом, что влечет за собой трудности в достижении самоактуализации и деструктивно влияет на отношения с окружающими и самим собой.

Используемые источники
1. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aacaravan.narod.ru/sozavim.html. Дата последнего обращения: 28.03.2016
2. Уайнхолд Б. Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости/пер. с английского А.Г. Чеславской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.
3. Johnson R. Codependency and codependent relationships [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bpdfamily.com/content/codependency-codependent... Дата последнего обращения: 28.03.2016
Information about the project
Surname Name
Kuzmin Bogdan
Project title
Codependency as a predictor of forming personality features and coping behaviour in adolescence
Summary of the project
In this article analyzes the influence of codependency on coping behaviour and personality features of young men and girls. it was found that a high level of codependency promotes more frequent use of the focus on emotions in stressful situations and rarely asked to an active coping strategies and positive interpretation and growth.
Keywords
codependency; adolescence; personality; coping-behaviour