Регистрация / Вход
Прислать материал

Роль активационных процессов коры головного мозга в формировании стрессоустойчивости у девушек-студенток при обучении навыкам саморегуляции

Сведения об участнике
ФИО
Лисова Надежда Александровна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный педагогический университет им.В.П. Астафьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о жизни и медицина
Раздел области наук
Фундаментальная медицина и физиология
Тема
Роль активационных процессов коры головного мозга в формировании стрессоустойчивости у девушек-студенток при обучении навыкам саморегуляции
Резюме
В результате исследования показана роль активационных механизмов в формировании стрессоустойчивости у студенток в период сессии и нормальной учебной нагрузки. Выявлены особенности изменения активационных процессов коры головного мозга студенток во время экзамена и после сессии игрового биоуправления. Установлена эффективность курсового применения процедур игрового биоуправления по параметрам сердечного ритма у девушек-студенток с низкой устойчивостью к эмоциональному стрессу. Показаны возможности применения технологии игрового биоуправления в формировании навыков саморегуляции для повышения стрессоустойчивости девушек-студенток.
Ключевые слова
активационные процессы, стрессоустойчивость, саморегуляция, биоуправление
Цели и задачи
Целью работы является исследование роли активационных процессов коры головного мозга в стресс-протекторных механизмах и возможности применения технологии игрового биоуправления как средства развития навыков саморегуляции для повышения стрессоустойчивости у студенток в период экзаменационной сессии.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-медико-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анализ особенностей активационных процессов коры головного мозга и показателей вариабельности сердечного ритма студенток в межсессионный период и при экзаменационном стрессе;
3. Выявить группу риска, наиболее интенсивно реагирующих в ситуации экзаменационного стресса;
4. Провести курс игрового биоуправления с выявленной группой риска и оценить его эффективность.
Введение

Современные условия жизни человека зачастую стимулируют развитие психоэмоционального стресса [1,5,6]. Студенты представляют одну из социальных групп наиболее подверженных развитию стрессовых расстройств, так как испытывают значительные физические и интеллектуальные нагрузки. Особенно это актуально для девушек-студенток из-за более высокого уровня тревожности и межличностной сензитивности по сравнению с юношами [2]. Экзамен представляет собой модель стрессовой ситуации, на которую студентки могут реагировать чрезмерно, что приводит к перенапряжению систем регуляции организма. В связи с этим, актуальным является изучение и разработка мер повышения стрессоустойчивости путем обучения студенток навыкам саморегуляции.

Методы и материалы

В исследовании приняли участие 22 студентки 3-5 курсов в возрасте 20 – 23 лет выбранных случайным образом. Для оценки уровня адаптивных реакций организма и индивидуальной стрессоустойчивости были использованы методы динамической регистрации омега-потенциала коры головного мозга и вариационной кардиоинтервалометрии. Исследовались следующие показатели: величина и уровень омега-потенциала для левого и правого полушария, индекс напряжения по Р.М. Баевскому (ИН), частота сердечных сокращений, LF/HF (баланс симпатических и парасимпатических влияний). Для снятия показателей использовались приборы «Омега-тестер ОТ-2» и «Психофизиолог». Исследование проводилось в утренние часы во время обычных аудиторных занятий, а также в период экзаменационной сессии перед началом экзамена.

Описание и обсуждение результатов

После анализа полученных данных было выявлено достоверное отличие фоновых значений измеряемых показателей в межсессионный период и во время экзамена. Результат динамической омегаметрии показал следующее. В предсессионный период у 18,2% студенток выявлен низкий средний уровень ОП. Оптимальный уровень преобладал и наблюдался у 81,8% студенток. Высокий уровень ОП не наблюдался. На экзамене у 45,5% студенток уровень омега-потенциала находился в пределах 10-20 мВ, что соответствует первому уровню. Оптимальный уровень наблюдался у 50% студенток. И только у одной студентки (4,5%) средний уровень омега-потенциала превысил 40 мВ и составил 41,1 мВ для левого полушария и 57,1 для правого (третий уровень). По мнению Т.Н. Койнова (2007) и других исследователей, значения выходящие за пределы условной нормы (20-40 мВ), являются индикатором неадекватной адаптации к условиям среды или низкого адаптационного резерва [3]. В исследуемой группе студенток в состоянии покоя установлено высоко достоверное (р<0,001) отличие средней фоновой величины ЧСС (77±1,94) по сравнению с экзаменом (85±2,41). Анализ ИН и LF/HF позволил отметить их тенденцию к росту в экзаменационном периоде, однако значимость различий не выявлена. Увеличение ЧСС, ИН и LF/HF, по нашему мнению, указывает на смещение вегетативного баланса в сторону преобладания симпатической регуляции. В целом в межсессионный период признаки дистресса выявлены у 68% исследуемых, в период сессии эта цифра достигала 82%. Во время экзамена повысилось число студенток с выраженным уровнем напряжения и перенапряжения регуляторных систем при уменьшении умеренного и оптимального. На основании результатов исследования к группе риска развития дезадаптивных расстройств нами были отнесены 8 студенток. Со студентками было проведено 8 сеансов игрового биоуправления (ИБ) по частоте сердечных сокращений на аппаратно-программном комплексе «Бос-пульс» с применением игровых сюжетов «Вира!» и «Ралли». Каждый сеанс длился в среднем 20 минут и состоял из 5-6 игровых попыток. По окончании курса игровых сессий проведено повторное измерение показателей. Как показал сравнительный анализ, после прохождения студентками тренинга саморегуляции значимо снизились значения показателей, характеризующих напряжение регуляторных систем. Так, оценка эффективности игрового тренинга показала: снижение активации коры головного мозга у испытуемых на 14,8% (повышение на 17,2% в сравнении с экзаменом), снижение ЧСС на 8,6% (14,5% в сравнении с экзаменом), снижение ИН на 27,8% (51,2% в сравнении с экзаменом), снижение LF/HF на 70,6% (73,5% в сравнении с экзаменом). Таким образом, обучение навыкам саморегуляции с использованием технологии биоуправления способствует повышению адаптационных механизмов организма студенток (в частности активационных процессов в ЦНС) и улучшению контроля над психоэмоциональным напряжением. 

 

 

 

 

 

Используемые источники
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР ЭС, 2006. - 523 с.
2. Гаранян Н. Г. и др. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия, 2007. – Т. 17. № 2. – C. 38-42.
3. Койнова Т.Н. Преобразование предметного педагогического действия на основе мониторинга нейрофизиологических изменений у школьников в процессе учебной деятельности Методическое пособие / Т.Н. Койнова - Абакан. Хакасское книжное издательство, 2007. - 52 с.
4. Щебланов В. Ю. и др. Связь индивидуальных механизмов саморегуляции со свойством стрессоустойчивости //Бюл. сиб. медицины. – 2010. – №. 2. – С. 134-139.
5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
6. Hendry L.B.. How students adapt to life at university. // The British Psychological Society, 2013. – 67 p.
Information about the project
Surname Name
Lisova Nadezhda A.
Project title
The role of the cerebral cortex activation processes in the formation of stress-resistance in female students at training skills of self-regulation
Summary of the project
The study shows the role of activation mechanisms in the formation of stress resistance in students during the session and the normal teaching load. The features change of the activation processes of the cerebral cortex during the exams and after the training of the game-like biofeedback. The efficiency of the course of treatments game-like biofeedback in the parameters of heart rate in female students with low resistance to emotional stress. Possible application of the technology of game-like biofeedback in the formation of self-regulation skills to increase stress tolerance in female students.
Keywords
activation processes, stress-resistance, self-regulation, game-like biofeedback