Регистрация / Вход
Прислать материал

Влияние информационно-демонстрационных технологий на процесс обучения физике

Сведения об участнике
ФИО
Алибегова Сияра Джамалудиновна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Влияние информационно-демонстрационных технологий на процесс обучения физике
Резюме
В статье проводиться краткий обзор демонстрационных инструментов, используемых на уроках физики прошлых лет и современные цифровые аналоги. Также описываются результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента в параллельных классах, в которых уроки проводились с использованием информационно-демонстрационных и традиционных технологий. Данные показывают улучшение качества знаний и активизацию познавательной деятельности у учащихся.
Ключевые слова
информационные технологии, педагогический эксперимент, инновации, демонстрационные технологии
Цели и задачи
Определить способно ли внедрение в образовательный процесс информационно-демонстрационных технологий качественно изменить уровень знаний и познавательный интерес у обучающихся. Также преследовалась цель собрать видеотеку и базу наглядного материала, определить и разработать методику внедрения и использования демонстрационного материала в изучении курса физики
Введение

Высокими темпами идёт развитие электронно-вычислительной техники и внедрение его практически во все сферы деятельности человека. Актуальным является вопрос о методике внедрения и использования информационных технологий и в сферу образования. Но информация об количественной качественной оценке влияния информационных технологий на уровень познания учащихся в настоящее время недосточно представлена.   Хотелось бы считать информационные технологии качественно новыми инструментами образования, но зачастую приходилось сталкиваться с разными мнениями на этот счёт.

Методы и материалы

Разрабатывая урок физики, учитель рассматривает множество способов объяснения новой темы. Главной и особенно запоминающейся для учеников частью урока выступает демонстрация, опыт или эксперимент. Если новая тема касается устройства, например, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, генератора переменного тока, электродвигателя, паровой машины, трансформатора или электрометра и др., то легко можно использовать на уроке модели этих устройств. Сложно провести демонстрацию, если тема урока «Цепные ядерные реакции», «Термоядерные реакции», «Радиоактивность», «Рентгеновские лучи», «Полупроводники», «Принцип работы транзистора», «Термоэлектронная эмиссия», «Устройство и принцип работы электронно-лучевой трубки» и ряд других? Тогда возникает необходимость применить наглядный материал:  разнообразные учебные плакаты и схемы, но зачастую из-за отсутствия таковых приходится обходиться нарисованной на доске схемой и устным объяснением принципа работы того или иного устройства. Для демонстрации сложных экспериментов, опытов и  явлений на уроке, возможно использование средств отображения информации, такие как диапроекторы или кинопроекторы

Описание и обсуждение результатов

По итогам анализа данных, проделанного педагогического эксперимента можно констатировать, что  включение активных информационно-демонстрационных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся,     усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между  учащимся и преподавателем.

Используемые источники
1. Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров] ; под ред. Е. С, Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Ака- демия, 2009. - 269 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в обра- зовании [Текст] : учебное пособие для студентов вузов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2011. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование).
3. Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика» / В.И. Загвязинский, Р. Ата- ханов. – М.: Academia, 2008. – 206 с
4. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
Information about the project
Surname Name
Alibegova Siara Dgamaludinova
Project title
INFORMATION AND DEMONSTRATION TECHNOLOGIES AT LESSONS OF PHYSICS AND THEIR INFLUENCE ON ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS
Summary of the project
In article to be carried out the short review of the demonstration tools used at lessons of physics of last years and modern digital analogs. Also the results received during pedagogical experiment in parallel classes in which lessons were conducted with use of information and demonstration and traditional technologies are described. Data show improvement of quality of knowledge and activization of cognitive activity at pupils.
Keywords
information technologies, pedagogical experiment, innovations, demonstration technologies