Регистрация / Вход
Прислать материал

Формирование экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта средствами информационно-коммуникационных технологий

Сведения об участнике
ФИО
Курдюкова Светлана Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Формирование экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта средствами информационно-коммуникационных технологий
Резюме
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением интеллекта предусматривает адаптацию к окружающей и социальной среде, приобщение к современным ценностям общества. Поэтому так важно формировать экологические представления у детей данной категории уже начиная с начальной ступени обучения. В соответствии с этим основные задачи научно-исследовательской работы связаны с изучением теоретических аспектов проблемы и имеющегося опыта ее решения, представленных в научно-педагогической литературе; разработкой методики исследования уровня сформированности экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта и программы формирующего эксперимента.
Ключевые слова
дети с нарушением интеллекта, экологическое воспитание, экологические представления, формирование, информационно-коммуникационные технологии
Цели и задачи
Цель исследования – изучить особенности сформированности экологических представлений у детей с нарушением интеллекта, определить возможности применения информационно-коммуникативных технологий в формировании экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2) разработать методику экспериментального исследования уровня сформированности экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта; 3) разработать рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на формирование экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочное время.
Введение

Экологическое воспитание – это сложный многоуровневый процесс по формированию у граждан сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особую значимость экологическое воспитание приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых проблема социализации и адаптации в окружающем мире является первостепенной. Многообразие клинических и психолого-педагогических проявлений нарушения интеллекта у детей предполагает применение различных образовательных технологий, методик и приемов работы, в том числе и информационно-коммуникационных. Их применение на сегодняшний день достаточно широко в образовательном процессе и результативно.

Методы и материалы

Изучение уровня сформированности экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта осуществляется в форме анкетирования учащихся и выполнения диагностических заданий, также проведен анализ опыта работы специальных образовательных организаций по экологическому воспитанию младших школьников с нарушением интеллекта в форме опроса и наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

Организационно-содержательные аспекты работы включают формирование элементов экологического сознания у школьников с нарушением интеллекта; развитие экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде; формирование нравственно-ценностного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения; гуманное экологически целесообразное отношение к природе.

Методы экспериментального исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Результативность экспериментальной работы будет характеризоваться следующими показателями: повышение уровня информированности; наличие интереса к природе родного края; потребность выразить свой интерес в творческих работах; соблюдение правил поведения в окружающей среде; выраженная потребность в заботе о  представителях животного и растительного мира.

Описание и обсуждение результатов

В рамках эксперимента были определены критерии исследования экологических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: осознанность, полнота, систематизированность представлений о природе; совокупность экологических представлений, определяющих отношение к природе; способность применять экологические представления в практической деятельности.

В ходе эксперимента были использованы различные методы исследования: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения, анализ практической деятельности. Сочетание различных методов экспериментальной работы позволили дать содержательную характеристику экологических представлений детей с нарушением интеллекта и выявить существенные тенденции ее развития. С целью изучения экологических представлений младших школьников с нарушением интеллекта нами были определены следующие методики: беседа, анкета «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного ценностного отношения школьников к природе» (Л. В. Моисеева), методика «Неоконченные предложения», методика «Диагностика экологического образования детей» (Н. Н. Кондратьева), адаптированная к условиям эксперимента. Эксперимент проводился в индивидуальной форме.

По итогам беседы у 8, 3 % испытуемых знания носили обобщенный, системный характер (дети не только перечисляли растения и животных, но и давали характеристику существенных признаков, объясняли значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). У 33, 3 % учащихся имелся определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, системность и обобщенность знаний прослеживалась слабо.  Каждый из 58,4 % учащихся имел небольшие по объему, неточные знания, отвечали неуверенно, подолгу задумывались; с помощью подсказки или наводящих вопросов давали неполный ответ.

Согласно полученным анкетным данным, 33,3 % испытуемых имели представления и в целом проявляли к животному положительное отношение избирательной направленности. Отмечалось несовпадение суждений ребенка и его реального поведения.  Для 66, 7 % детей было характерно неустойчивое отношение к животным без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность.

по результатм диагностики экологического образования детей, 8,3 % школьников без особого труда выполнили все задания, смогли объяснить, зачем необходимо выполнять данную работу.  Среди детей 33,3 % также смогли выполнить порученные задания, однако не понимали значение некоторых действий («рыхление», «опрыскивание»). В уходе за живыми объектами, дети увлекались процессом, но были в основном не нацелены на результат, поскольку не осознавали до конца его направленности. У 58,4 % учащихся проявление интереса и желание ухаживать за растениями были неустойчивы, избирательны.

 

Используемые источники
1. Гумерова, Г. Р. Формирование экологического сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью / Г. Р. Гумерова // Специальное образование. – 2012. – № 7. – С. 54–58.
2. Криворотова, М. Ю. Экологическое воспитание школьников с нарушением интеллекта / М. Ю. Криворотова, К. В. Родькина // Вестник МГОУ. – 2011. – № 6. – С. 15–19.
3. Резенова, В. А. Экологическое образование детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности / В. А. Резенова // Урочная и внеурочная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении как средство социализации учащихся с нарушением интеллекта : из опыта работы / под ред. Г. П. Шереметовой. – Кострома : КОИРО, 2014. – С. 198–201.
4. Спивак, Я. О. Особенности сформированности экологической культуры умственно отсталых подростков / Я. О. Спивак // Вестник ТГУ. – 2013. – № 7. – С. 21–28.
Information about the project
Surname Name
Kurdyukova Svetlana
Project title
Formation of ecological representations at younger schoolboys with infringement of intelligence by means of information and communication technologies
Summary of the project
Correctional and educational work with children with intellectual disabilities involves adaptation to the environment and the social environment, introduction to modern values ​​of society. It is therefore important to shape environmental representation in this category of children starting from the initial training stage. In accordance with this basic task of research related to the study of the theoretical aspects of the problem and of the experience of its solutions presented in the scientific and educational literature; the development level of the research methodology of formation of ecological representations at younger schoolboys with infringement of intelligence and program forming experiment.
Keywords
children with intellectual disabilities, environmental education, environmental performance, formation, information and communication technologies