Регистрация / Вход
Прислать материал

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Сведения об участнике
ФИО
Евстифеева Дарья Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный педагогический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Резюме
Относительно недавно в нашу жизнь вошло такое понятие как «деловая игра». Деловая игра – это игра, которая имитирует реальную жизнь и реальную профессиональную деятельность, что позволяет участникам экспериментировать, примерять на себя различные роли.
Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.
Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений.
Ключевые слова
Деловая игра, профессиональная деятельность, разработка деловых игр, применение деловых игр
Цели и задачи
Цель настоящей работы - изучение деловой игры как метода обучения и ее разработка.
Исходя из поставленных целей, следует определить следующие задачи:
1.Дать понятие деловой игры.
2.Выяснить принципы организации деловой игры.
3.Определить структуру деловой игры в процессе обучения.
4.Разработать деловую игру.
Введение

Многие педагоги в настоящее время ищут разнообразные формы проведения и построения учебных занятий,которые отличаются от стандартных форм. Среди различных активных методов обучения, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно этот метод активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивает творческие способности, приучает к самоанализу, учит работать в команде, анализировать проблему и искать различные способы ее решения. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому, мыслительному процессу.

Методы и материалы

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы) и эмпирические (личностно-ориентированный подход, при помощи которого создаётся основа для признания приоритета личности учащихся в образовательном процессе, и позволяет строить содержание образования с учётом его индивидуальных интересов и способностей; аналогия, моделирование).

Материалы:

  1.  Мижериков, В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2005. 54 с.
  2.  Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. 158 с.
  3.  Певцова, Е.А. Теория и методика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Е. А Певцова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
  4.  Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы [Текст]: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. - Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с. 
  5. Технология деловой игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1368-texnologiya-organizaczii-delovoj-igry
  6.  Хвесеня, Н. П.. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск : БГУ. - 116 с., 2006
  7.  Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.
Описание и обсуждение результатов

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

-развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации

Важное значение для успешного осуществления деловой игры имеет организация ее проведения, которую в укрупненном виде можно разделить на три этапа: подготовительный, игровой, заключительный.

  1. Подготовительный этап:

Этот этап включает ряд последовательно выполняемых подготовительных процедур, а именно:

  • Обоснование выбора деловой игры  
  • Определение целей, методов деловой игры и системы проблемных экономических ситуаций           
  • Разработка сценария игры
  • Изготовление раздаточного наглядного и другого материала (таблицы, схемы, анкеты, плакаты, документы и т.п.)      
  • Формирование игровых команд        
  • Составление инструкций для участников деловой игры в соответствии с предусмотренными ролями
  • Подготовка помещения для проведения деловой игры и соответствующий оргтехники (ТСО)          
  • Выбор режима работы (установление регламента)
  1. Игровой этап:

На этом этапе рекомендуется выполнять ряд процедур, касающихся методики проведения деловой игры, а именно:

  • Введение в игру и ее начало;
  • Обсуждение поставленных проблем с целью выработки группового мнения;
  • Принятие частных (локальных, промежуточных) и обобщенных (согласованных, коллективных) управленческих решений;
  • Анализ (обсуждение) принятых решений за определенный период о подведение итогов (оценка деятельности участников);
  • Использование результатов решений, принятых участниками игры;
  • Учет и контроль временного режима, внесение поправок в шкалу времени, организация дискуссии вместо споров;
  1. Заключительный этап:

Основными процедурами этого этапа являются следующие:

  • Обсуждение результатов игры в форме совещания, дискуссии и т.п.;
  • Выступление экспертов и игротехников. Подведение итогов;
  • Обеспечение гласности результатов деловой игры, поощрение лучших участников.

В результате мы пришли к выводу, что деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.

Используемые источники
1.Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2009. – 179 с.
2.Алексеев, М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с
3.Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учеб. - метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
4.Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и метод объединений /И. В. Кулешова //Научно-методическийжурналзаместителядиректорашколыповоспитательнойработе.-2005.-Ы 5. - С. 65-71
5.Мижериков, В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2005. 54 с.
6. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. 158 с.
Information about the project
Surname Name
Evstifeeva Darya Sergeevna
Project title
BUSINESS DEVELOPMENT AND APPLICATION OF GAMES IN THE PROCESS OF ECONOMIC DISCIPLINES
Summary of the project
such a thing as "business game" Relatively recently entered our life. Business Game - a game that simulates a real life and a real professional activity that allows participants to experiment, to try on different roles.
Business games is a teaching tool, and the active form of learning, which intensifies the learning activities, modeling management, economic situation and enables them to analyze and develop the best action in the future.
Business games are the development and formation of personality, develop initiative and independence in decision-making.
Keywords
Business Game, professional activity, the development of business games, business games application