Регистрация / Вход
Прислать материал

Влияние СМИ и рекламы на ценностную сферу личности студентов

Сведения об участнике
ФИО
Чермянина Ульяна Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Влияние СМИ и рекламы на ценностную сферу личности студентов
Резюме
Жизнь современного человека неотъемлемо связана со СМИ, которые оказывают влияние на ключевые сферы личности: ее поведение и актуальные ценности. Реклама определяет модель мышления, что в конечном итоге стирает границы индивидуальности и способствует формированию у нее шаблонности в восприятии окружающего мира. Отсюда актуальным является поиск психолого-педагогических методов и средств оказания помощи молодежи, находящимся в многочисленных "потоках" СМИ, которые способствовали бы сохранению уникальности их личности. Важным является разработка программ психолого-педагогического просвещения молодежи, способствующего снижения рисков потери эгоидентичности.
Ключевые слова
Реклама и СМИ, ценностная сфера личности, психолого-педагогическая помощь.
Цели и задачи
Цель: определить перспективы в разработке методов оказания психолого-педагогической помощи молодежи, находящимся под влиянием СМИ и рекламы

Задачи:
1. Осуществить анализ научных исследований, современных теорий и концепций , изучающих влияние СМИ и рекламы на ценностную сферу личности;
2. Организовать практическое исследование влияния СМИ и рекламы на ценностную сферу личности молодых людей;
3. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
4. Представить рекомендации по разработке методов психолого-педагогической помощи молодежи, находящимся под влиянием СМИ и рекламы.
Введение

СМИ несут не только информационную функцию, но и закладывают ценностные модели поведения и мышления, с которыми себя идентифицируют молодые люди с самого раннего детства.

Исходя из выше сказанного, можно выдвинуть гипотезу, что частота взаимодействия молодёжи со СМИ не способствует формированию противоречивости в закреплении нормативных идеалов в их сознании. При этом, ориентация на рекламу и отзывы на товары и услуги в интернете влияют на формирование «всеядности» и конформности. В итоге, чем больше молодым человеком проводится времени в интернете, тем меньше  у него выражена личностная потребность в достижении целей и соблюдение правил и традиций.

Отсюда, происходит снижение чувства безопасности, тормозящее развитие эго-идентичности в целом

Методы и материалы

Методологической основой исследования послужили теории и концепции отечественных и зарубежных ученых, таких как: Д.А. Леонтьев    (исследования в области психологии смысла жизненных ориентаций), В. Франкл (исследования в области предельных экзистенциональных беспокойств и логотерапия), М. Рокич (изучение проблемы ценностных ориентаций личности), А. Маслоу (гуманистическая концепция самоактуализации личности), Э. Фромм (концепция свободы выбора и психологические механизмы конформности).

Исследования в проблеме влияния СМИ на развитие личности: В. Ценев (Психология рекламы, психология рекламного восприятия), А.Н.Лебедев-Любимов  (Психологические исследования в маркетинге и взаимосвязи рекламы и культуры), Ю. Разинов (Исследования влияния интернета как события культуры), И.Б. Маньяковская (концепция феномена виртуальной реальности)

Применялись методы исследования: 

1. Теоретические: анализ и синтез научной литературы по теме исследования;

2. Эмпирические: авторская анкета для студентов политехникума "Мое отношение к СМИ", наблюдение и беседа, направленные на изучение  взаимодействия молодежи в Интернете, а именно: в социальных сетях и в оценке рекламы товаров и услуг.  

3. Диагностические: тест "Ценностный опросник Шалома Шварца";

4. Математико-статистические методы: метод ранговой корреляции Спирмена, с целью определения связи между восприятием СМИ и рекламы и особенностями ценностной сферы личности молодежи.

Описание и обсуждение результатов

С целью определения перспективы в разработке методов оказания психолого-педагогической помощи молодежи, находящимся под влиянием СМИ и рекламы, нами было осуществлено практическое исследование.

Базой исследования выступили учащиеся политехникума, находящегося на территирии Удмуртской Республики), обучающиеся по специальности "Учителя ИЗО и черчения", в возрасте 16-17 лет и в количестве 23 человек.

Гипотеза исследования определилась, в том что СМИ и рекламма влияют на ценностную сферу личности, а именно:

1.Частота взаимодействия подростков со СМИ не способствует формированию противоречивости в закреплении нормативных идеалов в их сознании;

2. Ориентация на рекламу и отзывы на товары и услуги в интернете влияют на формирование «всеядности» и  конформности;

3. Чем больше проводится времени в интернете, тем меньше  выражена личностная потребность в достижении целей и соблюдение правил и традиций, на фоне снижения чувства безопасности. 

Для подтверждения первого положения гипотезы мы изучили корреляционные связи между   временем проведенным в интернете  и  ценностью «Доброта» ценностного опросника Ш.Шварца. Результаты представлены в таблице № 1. 

 

Ценности

Анкета

Конформ-ность

Традиции

Доброта

Универ-сализм

Самостоя-тельность

Стимуля-ция

Гедонизм

Достижения

Власть

Безопасность

 Сколько времени вы проводите в интернете?

-0,37

-0,41

-0,29

-0,31

-0,15

-0,04

0,40

-0,42

-0,09

-0,35

На что вы ориентируетесь при покупке?

0,20

0,08

0,08

0,41

0,37

0,24

0,28

0,38

0,36

0,26

                                                                                                                                                                                                                                       Примечание: p˂0,05 (r2=0,42) при n=23

По результатам видно, что частота взаимодействия подростков со СМИ не имеет связи с ценностью «Доброта». Это указывает на то, что время, проведенное в интернете, не оказывает психологического влияния на восприятие молодежью людей, с которыми они находятся в личных контактах и в целом не способствует снижению доброжелательного отношения к ним.

Для проверки второго положения гипотезы мы изучили корреляционные связи между ориентацией при покупке товаров и ценностями "Универсализм" и "Конформность". Оказалось наличие прямой связи с универсализмом - это указывает на некую "всеядность" молодых людей и их потребность в "выживании", подобную той, когда человек находится вне своей среды.

Между количеством времени проведенным в интернете и  потребностью в достижении целей и соблюдение правил и традиций присутствует обратная корряляционная связь. Следовательно, можно сказать, что чем больше проводится времени в интернете, тем меньше выражена личностная потребность в достижении целей и соблюдении правил и традиций, таким образом,3 положение гипотезы подтверждается.

По результатам практического исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов-психологов, с целью оказания психологической помощи, где большое значение уделялось коррекции прокрастинации, целепологанию, "психологической гигиене", проведению времени в сети интернет.  

 

Используемые источники
1. Запесоцкий, А. С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики/Педагогика.-2010.-№ 2.- С. 3-16
2. Современная практическая психология :учеб. пособие для студ. вузов/Под ред. М. К. Тутушкиной
3. Ускова, Е. Жертвы рекламы, или вертит ли собакой ее хвост // Знание-сила. – 2007. - №6. –С. 85-88
4. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – Москва: Прогресс, 1990.- 139 с
5. Якушкина,Е. В.Медиаобразование: как научиться грамотно работать с информацией/Народное образование.-2012.-№ 6. - С. 185-189.
6. Яновский, М. И. Анализ воздействия мультфильма на моральные установки зрителя (на примере мультфильма "Симпсоны") /Вопросы психологии.-2014.-№1. - С. 87-97.
7. Губина, С.Т. Югова Н.Л. Восприятие подростками информации в сети Интернет: профилактика интернет-зависимого поведения
http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1015

Information about the project
Surname Name
Chermyanina Ulyana
Project title
Influence of mass media and advertizing on the valuable sphere of students’ identity
Summary of the project
Life of the modern person is integrally connected with mass media which exert impact on key spheres of the personality: behavior and actual values. Advertizing defines thinking model that finally erases limits of identity and promotes formation of banality in perception of world around. Hence it is actually to find the psychology and pedagogical methods and means of help for young people, who are in numerous "streams" of the mass media, which would promote preservation of uniqueness of their personality. It is also important to develop the programs of psychology and pedagogical education for youth, which can decrease the risks of loss of an egoidentichnost.
Keywords
advertizing and mass media, valuable sphere of the personality, psychology and pedagogical help.