Регистрация / Вход
Прислать материал

Социальные представления студентов о коррупции

Сведения об участнике
ФИО
Ларионова Татьяна Фёдоровна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Социальные представления студентов о коррупции
Резюме
В данной работе была поставлена цель выявления структуры социальных представлений студентов. В качестве респондентов выступили студенты юридического факультета (30 чел.) и Института психологии (30 чел.) СВФУ. Для исследования были выбраны качественные методы: метод свободных ассоциаций, также нами была разработана анкета проективных ситуаций. Методологической основой послужила теория социальных представлений С. Московичи, Ж.-К.Абрика, П. Вержеса.Качественный анализ данных показал, что центральное ядро социального представления о коррупции у студентов обеих групп однородно, содержание понятий периферической системы отражает особенности профессионального обучения.
Ключевые слова
социальные представления, структура социальных представлений, коррупция
Цели и задачи
Цель исследования - выявить структуру социальных представлений студентов о коррупции.
Задачи исследования:
1. Выявить ассоциации, связанные с феноменом коррупции;
2. Разработать проективную методику «Ситуации»;
3. Выявить содержательные элементы структуры социальных представлений студентов о коррупции;
4. Выявить различия в структуре социальных представлений студентов юристов и студентов психологов
Введение

Одной из острых проблем нашего общества является проблема коррупции. Нынешнее состояние всех сфер общественно-политической жизни обусловлено тем, что коррупция воспринимается как неотъемлемая часть менталитета российского общества. При этом мы мало задумываемся о том, с чего начинается коррупция. На наш взгляд, коррупцию необходимо рассматривать не только как социальное явление, но как имеющее социально-психологические основания. Известно, что социальные представления возникают в результате взаимодействия как обобщенный образ отражаемой действительности, на основе которого происходит понимание и интерпретация происходящего. Кроме того, социальные представления выполняют важную функцию регуляции внутригрупповых отношений. 

 

Методы и материалы

Теоретический анализ психологической, юридической литературы по проблеме исследования. При проведении исследования были использованы проективные методы: свободные ассоциации и анкетирование. Для решения исследовательских задач нами была разработана анкета «Ситуации», в которой респондентам предлагалось оценить различные ситуации с точки зрения присутствия в них коррупционной составляющей. 

Описание и обсуждение результатов

 

Результаты исследования позволили выделить структуру социальных представлений о коррупции у студентов, включающиую центральное ядро и периферическую систему. Наша гипотеза об однородности содержания центрального ядра социальных представлений у студентов разных специальностей подтвердилась. Независимо от учебного подразделения в ядро вошлислова-ассоциации «взятка» и «деньги». 

Также мы предполагали, что среди ассоциаций будет понятие, отражающее связи, клановость.Как отмечают многие исследователи, изначально наша культура относится к коллективистическим культурам, для которых свойственна высокая значимость социальных связей, межличностных отношений. Но это предположение не подтвердилось.  Возможно, это связано с изменением ценностей, преимущественной ориентацией на индивидуалистические ценности. 

Периферическая система, напротив, содержит такие понятия, которые отражают особенности, специфику будущей профессиональной деятельности. Так, в периферическую систему социальных представлений студентов юридического факультета попали понятия «государство», «продажность», «полиция», «беспредел», «блат» и «правительство». 

У студентов психологов в периферии оказались такие понятия, как «преступление», «выгода», «нечестность», «несправедливость», «подкупность», «ложь» и «наглость». Понятия «нечестность», «несправедливость» и «наглость» являются описательными понятиями, ими можно охарактеризовать участников коррупционного акта. Возможно, студенты психологи давали такие ассоциации, потому что их обучение во многом связано с описанием личности. Данные понятия больше носят общеописательный характер, ими в целом можно охарактеризовать понятие коррупции.

По методике проективных ситуаций были выявлены 5 факторов, объединяющие предложенные ситуации: связи, чиновники, выгода, взятка и некоррупционные ситуации.

Из этих факторов самым распознаваемым среди студентов является фактор взятки. Скорее всего, это связано с тем, что понятие «взятка» находится в центральном ядре социального представления у студентов о коррупции, т.е. при предъявлении студентам ряда коррупционных ситуаций, они с большей вероятностью указывают на те коррупционные ситуации, которые содержат в себе факт дачи взятки.

Также, возможно, выделение именно этих факторов связано с тем, что данные понятия являются достаточно стабильными и устойчивыми, несмотря на то, что 3 из них (связи, чиновники, выгода) находятся в периферической системе. При дальнейшем упрочнении, данные понятия, возможно, перейдут в центральное ядро социального представления о коррупции.

 

Используемые источники
1. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. – 2010. – №3. – С. 5 – 20.
2. Ванновская О.В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестник Московского государственного областного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2009. - №3-2. – С. 54 – 62
3. Журавлев А.Л. Психологические аспекты коррупции // Прикладная юридическая психология. – 2012. – №1. – С. 8 - 21
4. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Психология в экономике и управлении. – 2012. – №1. – 57 - 66
5. Московичи С. Век толп – М.: Академический проект. – 1998. – 480 с.
6. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России и современном мире // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2.
Information about the project
Surname Name
Larionova Tatiana Fedorovna
Project title
SOCIAL REPRESENTATIONS OF STUDENTS ON CORRUPTION
Summary of the project
The relevance of the topic lies in the necessity of studying and understanding the nature of the psychological prerequisites of such a phenomenon as corruption. The study of social representations on corruption will help to understand the mechanisms of understanding and interpreting corruption.
In this work, the goal was identify the social representations of students. As the respondents were law students (30 persons) and Institute of psychology (30 people) NEFU. For the study was selected qualitative methods: the method of free Association, we also developed a questionnaire projective situations. The methodological basis was the theory of social representations S. Moscovici, Jean-Claude Abrika, P. Verges.
Qualitative data analysis showed that the Central core of social representations on corruption by students of both groups are homogeneous, the concepts of the peripheral system, reflects the characteristics of vocational training.
Keywords
social representations, corruption, structure of social representations