Регистрация / Вход
Прислать материал

«Художественное осмысление основ национального бытия в русской литературе конца ХХ – начала ХХI вв.: проблема национальной идентичности писателя» (Повесть А. Варламова «Дом в деревне»)

Сведения об участнике
ФИО
Вильховский Игорь Игоревич
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
«Художественное осмысление основ национального бытия в русской литературе конца ХХ – начала ХХI вв.: проблема национальной идентичности писателя» (Повесть А. Варламова «Дом в деревне»)
Резюме
И. И. Вильховский исследует русскую реалистическую прозу конца ХХ - начала ХХI вв. в аспекте онтологической проблематики: особенности художественного осмысления основ национального бытия. Объект анализа – проблема национальной идентичности писателя в русской литературе рубежа веков. Данная проблема исследуется на материале произведения А. Варламова «Дом в деревне: Повесть сердца» (1997).В решении проблемы национальной идентичности писатель А. Варламов и его герой опираются на традиции классической литературы, а также идейно- художественные открытия «деревенской прозы» 1960- 80-х гг. – опыт постижения основ национального бытия в творчестве В. Белова, В.Астафьева, В. Распутина.
Ключевые слова
русская литература, «деревенская проза», проблема национальной идентичности писателя.
Цели и задачи
Цель проекта: исследовать проблему национальной идентичности писателя в контексте онтологической проблематики русской прозы конца ХХ – начала ХХI вв. (на материале повести А. Варламова «Дом в деревне»).
Задачи проекта: 1. Проанализировать онтологическую проблематику в произведении А.
Варламова «Дом в деревне».
2. Исследовать проблему традиций «деревенской прозы» 1960-
1980-х гг. в русской реалистической прозе рубежа ХХ - ХХIв.:
особенности осмысления национального характера.
3.Выявить специфику художественного решения проблемы национальной идентичности писателя в прозе А. Варламова.
Введение

В русской прозе рубежа ХХ – ХХI вв., при всей ее жанрово- стилевой неоднородности, наблюдается идейно- художественная преемственность с литературной классикой ХIХ – ХХ вв. Реалистическая проза на рубеже веков несет в себе лучшие художественные черты русской культуры.

В поле зрения критики находится проза А.Н. Варламова (р.1963), которая представляет собой яркое явление в отечественной литературе.

Актуальность исследования творчества А. Варламова, его творческой индивидуальности определяется необходимостью расширить представление об идейной направленности реалистической прозы на рубеже ХХ - ХХI вв., ее тематике, жанрово- стилевых особенностях, типологии героев. 

Методы и материалы

Для представленного научного исследования важны труды теоретиков, историков культуры и литературы: А. Веселовского, Д. Лихачева, В. Хализева; литературоведов и критиков: А. Подчиненова и Т. Снигиревой, исследующих проблему идентичности писателя в России рубежа ХХ – ХХI вв.; работы Г. Белой, Н. Лейдермана, М. Бедриковой - о тенденциях развития течения «деревенской прозы», о специфике ее онтологической проблематики; В. Курбатова - о творчестве А. Варламова, месте писателя в современной литературе.

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы историко – литературный, сравнительно – типологический подходы.

Материалом проекта служат художественные произведения преимущественно малой формы: автобиографическое произведение «Дом в деревне: Повесть сердца» А. Варламова, произведения авторов «деревенской» темы: «Матренин двор («Не стоит село без праведника»)» А. Солженицына, «Возвращение» Б. Екимова. Контекстом являются произведения «деревенской прозы» - источник развития традиций в творчестве А. Варламова, пример художественного осмысления национального характера русскими писателями во второй половине ХХ в. 

Описание и обсуждение результатов

Вопрос о социальной роли писателя – один из важнейших в современной русской литературе. Внимание к этой фигуре стало приметой культурной жизни России на рубеже веков. О культурно – социальной роли писателя размышляют литературоведы А. Подчиненов и Т. Снигирева, литературные критики, исследующие реалистическую прозу, и сами авторы художественных произведений. Кроме автобиографической прозы, в которой, в соответствии с традицией жанра, есть возможность глубоко осмысливать собственный внутренний мир, роль данной личности в жизни России, время, эпоху, у современных писателей появились новые возможности. Активно развиваются жанровые разновидности биографического романа о писателе. Так, А.Варламов пишет романы – биографии об А. Толстом, М. Пришвине, А. Грине, М. Булгакове, В. Шукшине. 

На рубеже ХХ – ХХI вв. А. Варламов обращается к популярным жанрам «деревенской прозы» 1960- 80-х гг. – рассказу, повести, циклу рассказов. Так, повесть «Дом в деревне» (1997) и «Падчевары: Повествование в рассказах» (2002) объединены темой русской деревни. В повести «Дом в деревне» он создает автобиографический образ повествователя, позволяющий увидеть и показать сельскую жизнь со стороны – глазами интеллигента, столичного жителя. Возникает своеобразный эффект «двойного зрения»: во - первых, есть объективная точка зрения писателя А.Н. Варламова, ориентирующегося на традицию реалистической прозы (в частности, «деревенской»), и, во- вторых, точка зрения его автобиографического героя – человека, воспринявшего гуманистические ценности «деревенской прозы» как родственные его душе.

 

Анализ онтологической проблематики в произведении «Дом в деревне» позволил исследовать проблему традиций «деревенской прозы» в русской реалистической прозе рубежа ХХ – ХХI в., проследить связи с «деревенской прозой» 1960- 80- х гг. Центральной проблемой творчества современного писателя – реалиста А. Варламова остается художественное осмысление особенностей национального характера. Анализ прозы А. Варламова показал, что только на пути развития традиций русской литературы предшествующего периода, исследования основ национального бытия России рубежа ХХ – ХХI вв. возможно решение проблемы национальной идентичности писателя.

Полученные результаты данного проекта создают перспективы дальнейшего изучения творчества А. Варламова в динамике его жанрово- стилевой системы. Результаты проекта могут быть использованы в будущих научных исследованиях, связанных с анализом тенденций развития современной русской литературы, в частности, реалистической прозы. Данный материал может служить основой для написания монографии о творчестве А. Варламова, а также использоваться при чтении курса «Современная русская литература» в вузе и школьном курсе литературы («Русская литература ХХ в.»).

Используемые источники
1. Варламов, А.Н. Дом в деревне: Повесть сердца/ А.Н. Варламов.– Новый мир.–1997. –№ 9. [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/9/varl.html
2. Бедрикова М.Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов (Творчество В. Астафьева и В. Распутина) 10.01.01 – русская литература: Дисс. …канд. филол. наук.- М.:МПГУ, 1995.- 203 с.
3. Счастливцева Ю.А. Проза Алексея Варламова 1980- 1990- х гг.: жанрово – стилевое своеобразие 10.01.01 – русская литература : Дисс. …канд. филол. наук.- Магнитогрск: МаГУ, 2007.- 185 с.
Information about the project
Surname Name
Vilhovsky Igor
Project title
THE EXPERIENCE OF THE KNOWLEDGE OF RUSSIAN NATIONAL LIFE IN RUSSIAN LITERATURE IN THE LATE XX – AT THE BEGINNING OF XXI CENTURIES: THE PROBLEM OF NATIONAL IDENTIFY BY RUSSIAN WRITER (THE NOVEL “THE HOUSE IN THE COUNTRY” BY A.VARLAMOV) 
Summary of the project
In the article I. Vilhovsky analyses Russian realism prose in the late XX – at the beginning of XXI centuries: ontological problems, the experience of the knowledge of Russian national life. The object of analysis - the problem of national identify by Russian writer in Russian literature in the late XX – XXI centuries (the novel “The House in the country” by A.N. Varlamov,1997). A. Varlamov`s autobiographical hero – personality who sharply enduring the identification of Russian writer. He reflects in search of national ideal, spiritual searches, of the search of belief, historic fate of Russia. The realist writer analyses Russian national character, identifying possible connections of the classical literature and the “country prose” poetic (1960- 1980) - the experience of the knowledge of Russian national life by V. Belov, V. Astafyev, V. Rasputin.
Keywords
Russian literature, " village prose " , the problem of the national identity of the writer.