Регистрация / Вход
Прислать материал

Медиавоздействие как инструмент управления массами

Сведения об участнике
ФИО
Рузняева Наталья Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Медиавоздействие как инструмент управления массами
Резюме
Современное общество буквально "тонет" в информационном потоке. Данные исследований информационного пространства дают возможность утверждать, что объем информации увеличивается в 2 раза каждые 2 года.
Между тем, проблема оценки медиавоздействия, как инструмента управления общественным сознанием с помощью передачи информации, сегодня научно до конца не разработана. Классические методы, используемые, например, социологией, в данном случае не работают. Требуется разработка новых методик.
Мы ставим перед собой цель – разработать методику оценки медиавоздействия, апробировать ее и сделать рекомендации по возможности применения данной методики на практике.
Ключевые слова
Медиавоздействие, СМИ, информация, общественное мнение
Цели и задачи
Целью исследования является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по изучению показателей влияния медиа.
Для реализации данной цели требуется построение и решение следующих задач:
• выявить теоретическую основу для определения понятия медиавоздействия
• изучить теоретические методы и подходы изучения медиавоздействия
• разработать авторскую методику изучения медиавоздействия
• апробация методики на практике
Введение

На построение общественного мнения влияют различные факторы, одним из которых выступает информационное давление, регулируемое с помощью сужения или расширения потоков информации.  

В связи с этим возникает вопрос о силе воздействия на общественное сознание. Уровень проникновения и процесс восприятия информации индивидом является основой медиавоздействия. 

Вместе с тем существующие методики определения степени медиавоздействия на человека несовершенны, не позволяют оценить весь потенциал применения этих исследований для формирования общественного мнения. Усовершенствование имеющихся методик позволит устранить многие их недостатки и усилить эффект от их применения в разных сферах общественной жизни.

Методы и материалы

Методологической базой исследования являются научные труды в области информационного подхода, а также анализ литературы, связанный с изучением методов медиавоздействия.

В качестве методов исследования применялись общие (системный анализ исследуемых явлений и результатов) и частные методы (социологический опрос, экономико-статистической анализ изучение данных, контент-анализ).

Описание и обсуждение результатов

Данное исследование направленно на измерение медиавоздействия новостных программ Первого канала за 2014 год.

 

Две темы, «Девальвации рубля» и «События, происходящие на территории Украины» по данным ВЦИОМ, стали наиболее важными на протяжения 2014 года как на государственном, так и индивидуально-личностном уровнях. Это показал еженедельный опрос ВЦИОМ, в котором респонденты отвечали на вопрос: «Последняя неделя в нашей стране была насыщена экономическими, политическими, спортивными и культурными событиями. А что из этого Вам запомнилось, огорчило Вас, а может быть обрадовало?». Данные позволяют нам построить график реакции общественного мнения, в котором отражается информация о самом важном событии, по мнению респондентов.

 

На основе открытых источников ОРТ, построим график интенсивности информационных потоков. Для построения графика исследуем показ данной темы и общий показ за неделю. Их отношение будет является количественным показателем, необходимым для построения кривой.

 

График «Динамики медиавоздействия», представляет две параллельные линии, где реакция общественного мнения превышает интенсивность показов. То есть, освещение новостных программ и их тематика полностью совпадают с темами, которые являются актуальными для телезрителей, что доказывает существование медиавоздействия.

 

Первый частный случай – график медиавоздействия «Девальвации рубля».

 

График общественного мнения совпадает со временем, когда произошел резкий скачок курса валюты. Это служит доказательством тому, что примером проявления медиазависимости выступает рост потребления новостей в периоды кризиса.

 

Второй частный случай – график медиавоздействия «События, происходящие на территории Украины».

 

Продолжительность показа материалов способствовала сильной реакции среди широкой аудитории на примере темы Украины, которая долгое время не сходила с экранов телевизоров и находила отклик у телезрителей, до момента экономического кризиса.

 

После просмотра обоих графиков, наблюдается общая закономерность обратной зависимости. В то время как идет снижение медиавоздействия на тему Украины, сразу же видим рост темы Рубля, и наоборот.

 

Вывод:

 

1.Выявлена прямая зависимость реакции общественного сознания на интенсивность медиавоздействия.

 

2.Эмоциональная составляющая может изменять профиль графика восприятия информации, однако графики воздействия и реакции остаются схожими.

 

3. Наибольшее расхождение между темами, заявленными в СМИ и откликами респондентов отмечены при освещении официальных мероприятий.

 

Практическое применение:

 

Данную методику можно использовать при оценке медиавоздействия в рекламных акциях (рекламные ролики), рекламных компаниях (предвыборных компаниях), которые имеют освещение среди масс. Так же уровень медиавоздействия может дать оценку общественным настроениям. Возможны и другие способы применения данного метода на практике.

Используемые источники
Мельвиль А.Ю., Политология: Учебник М.: Проспект,2008. 618с.
Брайант Д., Томпсон С., Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс»,2004. 432 с.
Феоктистова О.А., Попов Д.А. Национальная безопасность современной России: новый взгляд на роль муниципального самоуправления// Государственной и муниципального управление. Ученые записки СКАГС.2015.№3 - С. 289-293.

Архив новостей ОРТ [Электронный ресурс]: URL: http://www.1tv.ru/news (дата обращения: 15.06.2016)
Всероссийского центра изучения общественного мнения [Электронный ресурс]: URL: http://wciom.ru (дата обращения: 15.06.2016)
Фонд Общественное Мнение 2016 [Электронный ресурс]: URL: http://fom.ru (дата обращения: 15.06.2016)
Information about the project
Surname Name
Ruznyaeva Natalya
Project title
The impact of the media as a tool of control the masses
Summary of the project
Modern society is literally "drowned" in the information flow. These studies provide information space to assert that the amount of information is increased by 2 times every 2 years.
Meanwhile, the problem of Media Impacts assessment as a tool for management of the public consciousness by means of transmitting information, today science is not fully developed. Classical techniques used, for example, sociology, in this case, does not work. It requires development of new techniques.
We set a goal - to develop a technique of Media Impacts assessment, test it and make recommendations on the possibility of applying this method in practice.
This study aims to measure for 2014 Media Impacts First Channel news programs.

Two themes, "The devaluation of the ruble" and "Events taking place on the territory of Ukraine" according to VTsIOM, have become the most important throughout 2014 both at national and individual level. It showed a weekly opinion poll in which respondents answered the question: "Last week in the country was full of economic, political, sports and cultural events. What did you remember among these, what did upset you, and what maybe did make you happy? ". The data allow us to draw a graph of the reaction of public opinion, which reflects information about the most important event in the opinion of respondents.

On the basis of the ORT open sources, we construct a graph of intensity of information flows. To plot the show explore the subject and the overall impression of the week. Their attitude is a quantitative indicator, necessary for the construction of the curve.

Schedule "Speakers Media Impacts" is two parallel lines, where public opinion is greater than the intensity of the reaction shows. That is, the coverage of news programs and their themes coincide with topics that are relevant to viewers, which proves the existence of Media Impacts.

The first special case - the schedule Media Impacts "The devaluation of the ruble."

Opinion schedule coincides with the time when there was a sharp jump in the exchange rate. This serves as proof that an example of display media system dependency theory appears the growth of consumption of news in times of crisis.

The second special case - the schedule Media Impacts "Events taking place on the territory of Ukraine."

Duration of display materials contributed to a strong reaction to a wide audience on the example of Ukraine's theme, which for a long time did not descend from screens of TVs and resonate with viewers, until the economic crisis.

After watching both graphs, there is a general pattern of an inverse relationship. While there is a decrease Media Impacts on Ukraine, as soon as we see the growth Ruble threads and vice versa.
Conclusion:

1. The direct dependence of the reaction of social consciousness on the intensity of Media Impacts.

2. The emotional component may change the profile of the schedule information perception, but the graphics effects and reactions are similar.

3. The greatest discrepancy between the themes stated in the media and the responses of the respondents noted when covering official events.

Practical use:

This technique can be used in the evaluation of Media Impacts promotions (advertisements), advertising campaigns (election Addiction), which have among the masses of light. Just Media Impacts level can assess the public mood. There are other possible ways to use this method in practice.
Keywords
Media Impacts, mass media, information, public opinion