Регистрация / Вход
Прислать материал

Пути повышения инновационного потенциала моногородов

Сведения об участнике
ФИО
Тимофеев Евгений Игоревич
Вуз
Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Экономические науки
Тема
Пути повышения инновационного потенциала моногородов
Резюме
Исследование посвящено актуальным вопросам развития инновационного потенциала в моногородах Российской Федерации и Саратовской области в частности. В работе обозначен ряд проблем, связанных с градообразующими предприятиями в монопрофильных муниципальных образованиях, а также определены рекомендации по формированию условий для развития инновационного климата моногородов. Выделены те приоритетные направления, по которым государственные органы и органы местного самоуправления, в рамках проводимой ими инновационной политики, оказывают поддержку инновационным процессам в моногородах.
Ключевые слова
Инновации, инновационный потенциал, моногорода, социально-экономическое развитие.
Цели и задачи
Цель – выявление сущности и специфики инновационного потенциала моногородов, а также основных направлений развития (на примере моногородов Саратовской области).
Задачи:
• анализ теоретических и практических основ использования инновационного потенциала;
• определение особенностей деятельности инновационной сферы Российской Федерации, Саратовской области и моногородов на ее территории;
• оценка нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности;
• разработка рекомендаций касательно основных направлений развития инновационного потенциала моногородов Саратовской области.
Введение

В последнее время новшества определяют подходы в решении современных задач в различных сферах, начиная от небольших изобретений и заканчивая глобальными технологиями, способствующими резкому совершенствованию общества. Соответственно, необходимо грамотно использовать инновационный потенциал на всех уровнях управления, включая муниципальный. Подобные аспекты и определяют актуальность выбранной темы исследования.

Одним из направлений государственной политики в настоящее время является повышение инновационного потенциала моногородов и увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны в целом и отдельных регионов, на территории которых они находятся.

Методы и материалы

Методы научного абстрагирования, анализа и синтеза, обобщения, аналогии, индукции и дедукции, экономико-статистического анализа, системного анализа, экономико-математического моделирования. Инструментарий исследования включает методы сравнительного и структурного, количественного и качественного, финансового анализа; хронологического сопоставления; многомерного статистического анализа.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации,  Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, материалы сайтов министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области и министерства экономического развития Российской Федерации, Правительства Саратовской области, также сайте Фонда развития моногородов и различные статьи, связанные непосредственно с особенностями развития моногородов и инноваций.

Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа, наблюдения, сравнительного метода. Так, на основе метода наблюдения и анализа были рассмотрены основные показатели развития моногородов в Саратовской области и их динамика. Благодаря сравнительному методу было более полно изучено различие инновационных потенциалов моногородов.

Описание и обсуждение результатов

Расширение новых видов экономической деятельности моногородов должно происходить за счет обеспечения роста субъектов малого и среднего инновационного бизнеса, что впоследствии приведет к формированию привлекательного инновационного климата.

Реализация всех мероприятий, связанных с развитием инновационного климата в моногородах должна предполагать:

  • закрепление сбалансированной модели экономики городов;
  • достижение высокого качества жизни, стимулирующего приток и удержание экономически активного населения;
  • достижение устойчивой динамики капитала моногородов на основе принципа его сохранения;
  • дальнейшее социально-экономическое развитие, учитывая при этом возможную геополитическую роль в сохранении целостности Российской Федерации.

Кроме того, повышение инновационного климата моногородов возможно посредством создания благоприятных условий для предпринимателей путем предоставления различных субсидий данным субъектам, зарегистрированным и действующим в сферах, приоритетных для социально-экономического развития моногородов. Следует отметить, что необходима организация новых и развитие существующих предприятий в перспективных областях (для реализации политики импортозамещения). Основным инструментом реализации подобных мероприятий выступают инвестиционные проекты различных масштабов и муниципальные программы.

Муниципальные образования играют ключевую роль в инновационном процессе. Меры по активизации инновационного развития моногородов должны в первую очередь оказывать прямое воздействие на барьеры создавшихся различий между регионами, с одной стороны, а с другой – учитывать их конкурентные преимущества. Принято считать, что проблему вовлечения регионов и муниципальных образований в инновационное развитие решат инвестиции. В действительности получается, что инвестиции – это плоды, которые регионы пожинают от проводимой политики, тогда как главным основанием для притока инвестиций и эффективного их освоения является наличие необходимых условий в муниципальных образованиях на их территории. К числу таких условий относится: наличие развитой инфраструктуры, существующая отраслевая специализация территории и ее кадровый потенциал.

В настоящее время Россия значительно отстает от своих потенциальных конкурентов по интенсивности инновационных процессов, особенно в сфере наиболее эффективных инноваций. В этой связи стратегически важной задачей новой модели экономического развития страны, ориентированной на модернизацию и внедрение инноваций, является изменение экономики. Осуществление инновационных проектов позволит снизить зависимость отечественной экономики от сырьевого сектора и в частности снизить зависимость моногородов от их градообразующих предприятий.

Используемые источники
1. Лыткин А.И. Управление инновационной средой моногорода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2012.
2. Пятшева Е.Н. Устойчивое развитие моногородов как фактор стабилизации экономики России // Вестник РГГУ (Серия «Экономические науки»). 2012.
3. Петров А.М. Переход экономики России к инновационному типу развития: формирование инновационных предприятий / Инновации в науке. 2011.
4. Совершенствование государственного и муниципального управления в России: проблемы, поиски, решения / Масленникова Е.В., Абрамова М.И., Данилова С.Н., Козельская И.Н., Козельский А.В., Козлова Е.В., Козлова О.Ю., Петров А.М., Тэйслина О.Г., Умерова С.А. // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015.
Information about the project
Surname Name
Timofeev Evgeny
Project title
Ways of increase the innovative capacity in monotowns
Summary of the project
Research is devoted to topical issues about development of innovative potential in monotowns in the Russian Federation and in the Saratov region. A number of the problems connected with the city-forming entities in monoprofile municipalities are designated. Recommendations about forming the conditions for development of innovative climate in monotowns are determined. Priority directions in which state authority and local authority, within the innovative policy pursued by them, give support to innovative processes in monotowns are allocated.
Keywords
Innovations, innovative potential, monotowns, social and economic development.