Регистрация / Вход
Прислать материал

«“Итоговая” книга стихов как метажанровое образование в современной отечественной поэзии»

Сведения об участнике
ФИО
Хозяйкина Анастасия Владимировна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
«“Итоговая” книга стихов как метажанровое образование в современной отечественной поэзии»
Резюме
Книга стихов как «сверхжанровое образование» (И.В. Фоменко) все
чаще привлекает внимание современных авторов. То есть в ее состав могут входить как
отдельные стихотворения, написанные в разные периоды творчества поэта,
так и целые книги, включающие не только крупные поэтические формы, но и
драматические, и прозаические вкрапления. Поэтому такая книга в
большинстве случаев состоит из разделов, частей, глав, в которых шаг за
шагом прослеживается поэтическая биография автора, становление его
поэтического стиля, мировоззрения – складывается целостное представление
о движении поэтической мысли ее создателя.
Ключевые слова
современная поэзия, метажанровое образование, жанровый канон, заголовочный комплекс, мотив, лирический герой, сюжетосложение.
Цели и задачи
Целью данного проекта является изучение «итоговой» книги стихов
как метажанрового образования в современной отечественной поэзии.
Задачами проекта являются:
 рассмотрение историко- и теоретико-литературных аспектов
изучения «итоговой» книги стихов;
 изучение жанрового своеобразия «итоговой» книги стихов в
творчестве современных поэтов;
 выявление жанровых традиций «итоговой» книги стихов в
творчестве О. Хлебникова (на материале поэтического сборника «инстинкт
сохранения»;
 анализ особенностей поэтического мировидения поэта в
«итоговой» книге стихов В. Гадаева «Поздние откровения»;
 выявление жанрового своеобразия книги стихов М. Амелина
«Гнутая речь»;
 репрезентация особенностей сюжетосложения «итоговой» книги
стихов И. Кабыш «Детство. Отрочество. Детство».
Введение

В последние десятилетия вопросы жанровой специфики современной поэзии оказываются в числе наиболее актуальных проблем отечественного литературоведения. Показательно тенденция взаимопроникновение лирической и эпической жанровых систем проявляется в такой крупной жанрово-видовой поэтической форме, как «итоговая» книга стихов. Изучение её жанровой специфики и динамики развития обусловливает возможность объективных выводов об основных тенденциях развития современной отечественной поэзии. Так, системное изучение «итоговой» книги стихов как метажанрового образования призвано помочь сформировать адекватное представление как о своеобразии поэзии отдельного автора, так и о современном состоянии поэтического процесса в целом. 

Методы и материалы

Методология исследования обусловлена характером поставленных в диссертации задач и опирается на системный подход к изучению литературы, который реализуется на основе использования совокупности методов: типологического, сравнительно-исторического, социокультурного, культурологического, герменевтического и целостного анализа художественного произведения. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды классиков отечественного литературоведения М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, В.В. Кожинова, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, Ю.Н. Тынянова и др. Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли теоретико- и историко- литературные исследования С.Н. Бройтмана, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, М.Н. Дарвина, С.И. Кормилова, Л.Е. Ляпиной, Д.М. Магомедовой, О.В. Мирошниковой, Н.Д. Тамарченко, О.И. Федотова, И.В. Фоменко, И.О. Шайтанова и др. Особую значимость в решении поставленных задач имели работы исследователей современной русской поэзии: Д.П. Бака, В.А. Губайловского, С.П. Гудковой, Л.В. Зубовой, О.В. Зырянова, О.А. Лекманова, И.Б. Роднянской, Е.Ю. Сидорова, А.Э. Скворцова и др. Материалом исследования являются наиболее репрезентативные с точки зрения избранного аспекта исследования поэтические книги современных отечественных авторов. В работе анализируются поэтические сборники О. Хлебникова, М. Амелина, И. Кабыш. Для объективностинаучной картины к анализу привлечено и издание русскоязычного поэта Мордовии В. Гадаева.

Описание и обсуждение результатов

Особое место в творчестве современных авторов занимает «итоговая» книга – своеобразная поэтическая биография поэта, сложная архитектоника которой дает основание причислить ее к метажанровым образованиям. Ориентируясь на жанровый канон «итоговой» книги, представленный в русской классике, современные авторы отказываются от доминирующего мотива прощания, экзистенциальной проблематики, а заостряют внимание на подведении творческих итогов, знаковых событиях жизни. Отличительными чертами «итоговой» книги поэтов старшего поколения (В. Гадаева, О. Хлебникова) являются жанровая поливалентность, сложная композиция, наличие развернутых вступительных статей, послесловий литературных критиков и поэтов, авторских комментариев. Все это позволяет понимать ее в широком смысле как поэтическую книгу. Кажущийся на первый взгляд разнородным поэтический материал, расположенный в определенной последовательности, приобретает во внутреннем пространстве отдельной книги новые смысловые акценты, становясь «летописью души поэта». Создание творческой биографии по образцу «итоговой» книги представителей старшего поколения наблюдается и в творчестве более молодых поэтов. Книги М. Амелина, И. Кабыш с учетом их структуры можно также отнести к метажанровым объединениям. Наряду с художественными открытиями поэзии рубежа XX – XXI веков авторы активно используют разнообразные визуальные, полиграфические средства, что делает «итоговую» книгу стихов одной из наиболее востребованных крупных жанровых форм поэзии.

Используемые источники
1. Альми И.Л. Сборник Е.А. Боратынского «Сумерки» как лирическое
единство// Вопросы литературы. Метод. Стиль. Поэтика. – Вып. 8. –
Владимир, 1973. – С.23- 48.
2. Бак Д. Сто поэтов начала столетия. О поэзии Евгения Бунимовича,
Елены Фанайловой и Олега Хлебникова // Октябрь. – 2009. – № 9. –
С. 173-183.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. –
444 с.
4. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. – М.:
Фортуна Лимитед, 2001. – 288 с.
5. Гудкова С.П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика,
судьбы крупных жанровых форм). – Саранск: Изд-во Моров. ун-та,
2010. – 300 с.
6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977.
– 573 с.
7. Шайтанов И.О. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. – М.: Время,
2007. – 656 с.
Information about the project
Surname Name
Anastasia Hozyaikina
Project title
"The"final" book of poems as metagenre form in modern Russian poetry"
Summary of the project
A book of poems as a "metagenre formation" (I. V. Fomenko) more often attracts the attention of contemporary authors. That is, its membership can include both separate poems written in a different periods of creativity of the poet, and entire books, including not only major poetic form, but also drama and prose blotches. This book in most cases consists of sections, parts, chapters, which step by
step can be traced the poetic biography of the author, becoming his poetic style, worldview – there is a holistic view on motion of poetic thoughts of its creator.
Keywords
modern poetry, metagenre form, genre canon, the header complex, motif, lyric hero.