Регистрация / Вход
Прислать материал

Коррекция познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития по средствам занятий по ознакомлению с окружающим миром

Сведения об участнике
ФИО
Первухина Мария Сергеевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Коррекция познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития по средствам занятий по ознакомлению с окружающим миром
Резюме
Проблема развития познавательной активности дошкольников актуальна поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Выбраны методики:
1. Анализа уровня сформированности интеллект-ных умений (Эльконин Д.Б.).
2. «Мотивы умственной деятельности» (Кригер Е.Э.)
3. «Определение мотивационного компонента» (Дж. Равен.)
4. Изучение познавательной потребности (В.С.Юркевич)
5. «Определение практического компонента с помощью анкеты» (Кригер Е.Э.)
6. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности (В.С.Юркевич).
Было подтверждено, что на занятиях по ознакомлению с окружающим у детей расширяются знания об окружающем.


Ключевые слова
Задержка психического развития, познавательная активность, организации процесса обучения.
Цели и задачи
Цель: теоретически изучить и практически доказать возможность развития познавательной активности старших дошкольников с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Задачи:
1. изучить и проанализировать психолого – педагогической литературу по вопросу исследования;
2. изучить состояние уровня развития познавательной активности у
старших дошкольников с ЗПР;
3. разработать конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, включающих игры и упражнения по развитию познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Введение

Познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Методы и материалы

1. Теоретический – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; разработка коррекционных конспектов;

2. Эмпирический - сбор анамнестических данных, наблюдение, изучение личного дела на ребенка, медицинской документации, протокола ПМПК,

3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.

Для проведения исследования были выбраны данные методики:

  1. Анализа уровня сформированности интеллектуальных умений (Эльконин Д.Б.).
  2.  «Мотивы умственной деятельности» (Кригер Е.Э.)
  3.  «Определение мотивационного компонента» (Дж. Равен.)
  4. Изучение познавательной потребности (В.С.Юркевич)
  5.  «Определение практического компонента с помощью анкеты» (Кригер Е.Э.)
  6. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности (В.С.Юркевич).
Описание и обсуждение результатов

Качественные показатели диагностики познавательной активности экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента:

  • спокойная реакция на приглашение к  мониторингу (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
  • поведение ребенка на обследовании можно оценить как пассивное:
  • интереса не проявляет, активного участия не наблюдается;
  • при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
  • внимание неустойчивое;
  • эмоциональный фон пассивный;
  • ребёнок не ищет нестандартные решения, понимания, требующие поиска дополнительной информации.

Результаты, полученных в ходе проведения вышеперечисленных методик были занесены нами в сводные таблицы по каждой методике в отдельности и в сводную таблицу, отражающую итоговой показатель детей экспериментальной группы.

Количественный анализ уровня познавательной активности детей экспериментальной группы (ЭГ).

Таблица № 1.

№ п/п

Имя ребенка

Всего баллов

Уровни в процентном соотношении (%)

Уровни

1.

Эва И.

15

14,8

Средний

2.

Миша Ф.

14

13,3

Средний

3.

Настя М.

8

7,7

Низкий

4.

Ваня Н.

11

10,4

Средний

5.

Саша С.

10

9,4

Низкий

6.

Василиса П.

10

9,4

Низкий

7.

Дима В.

7

6,6

Низкий

8.

Ваня П.

12

11,3

Средний

9.

Соня К.

8

7,7

Низкий

10.

Ваня Б.

10

9,4

Средний

Среднее значение

10,5

10

 

Таким образом, из таблицы видно, что средний уровень познавательной активности регистрируется у - 5 дошкольников, низкий уровень у – 5 детей экспериментальной группы.

На основании полученных результатов, мы разработали конспекты занятий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. В течение полугода коррекционной работы, на контрольном этапе было выявлено улучшения уровня количественного показателя познавательной активности детей ЗПР. Средний уровень познавательной активности среди детей понизился с 50 до 20 %, а высокий уровень познавательной активности повысился с 50 до 80 %.

Исследования познавательной активности старших дошкольников с ЗПР проводилось на протяжении полугода. После контрольного эксперимента было выявлены качественные показатели.

Вывод: В ходе исследования нами было подтверждено, что на занятиях по ознакомлению с окружающим у детей расширяются знания об окружающем, активизируется речь и обогащается словарь, стимулируется желание самостоятельно делать выводы, тем самым у детей развиваются все познавательные процессы, вследствие чего формируется познавательная активность.

Таким образом, занятия по ознакомлению с окружающим являются эффективным средством для формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.

Используемые источники
1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст]/ А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. «Ось-89», 2000. – С. 36- 40.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.
3. Исследование развития познавательной деятельности /Пол. ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.: 1981
4. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990
5. Основы специальной детской психологии/ под ред. Кузнецовой
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебн. пособие для студ. Средн. Пед. Уч. Заведен. – М Издат. Центр «Академия» 1996
Information about the project
Surname Name
Pervukhina Maria
Project title
Correction of cognitive activity of senior preschool children with delay of mental development by means of training for familiarization with the surrounding world
Summary of the project
677 / 10000
АНГЛИЙСКИЙ
The problem of development of cognitive activity of preschool children as actual human interaction with the environment is possible thanks to his activity and activities. The chosen methodology:
1. Analysis of the level of development of intelligence-based skills (D. B. Elkonin).
2. "The explanation of mental activity" (Kriger E. E.)
3. "The definition of motivational component" (John. Equal.)
4. The study of cognitive needs (V. S. Yurkevich)
5. "The definition of a practical component using the questionnaire" (Kriger E. E.)
6. Observation of the manifestation of the educational-cognitive activity (V. S. Yurkevich).
It was confirmed that in the classroom to introduce them to others in children increase their knowledge about the surrounding.
Keywords
Mental retardation, cognitive activity, organization of the learning process.