Регистрация / Вход
Прислать материал

Кейс-измеритель как оценочное средство профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования

Сведения об участнике
ФИО
Ятчева Татьяна Николаевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Кейс-измеритель как оценочное средство профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования
Резюме
В работе рассматриваются возможности кейс-измерителя как средства оценки сформированности профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования
Ключевые слова
Кейс-метод (кейс-стади), кейс-измеритель, профессиональная компетентность, бакалавр педагогического образования
Цели и задачи
Цель: выявить потенциал кейс-измерителя как средства оценки сформированности профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования.
Задачи:
1. Раскрыть сущность кейс-измерителя как инновационного средства оценки сформированности профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования.
2. Определить педагогический потенциал кейс-измерителя как средства оценки сформированности профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования.
3. Разработать кейс-измерители для оценки профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования в рамках учебной дисциплины «Педагогика».
4. Экспериментально апробировать кейс-измерители при оценке уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования.
Введение

В результате перехода системы образования на компетентностную парадигму особую значимость приобретает разработка средств оценивания профессиональной компетентности студентов в процессе обучения в вузе. Инновационным средством оценки профессиональной компетентности  являются кейс-измерители, которые представляют дидактический инструмент в виде ситуационных моделей, имитирующий реальную профессиональную ситуацию и актуализирующий  определенный комплекс профессиональных компетенций, необходимых для  разрешения конкретной проблемы.

Методы и материалы

Методологической базой проведенного исследования являются  компетентностный и деятельностные подходы. Компетентностный подход к образованию обуславливает поиск и освоение средств оценки профессиональной компетентности, в которых акцент делается на самостоятельную деятельность студентов, способствующую приобретению опыта решения конкретных профессиональных задач.  Деятельностный подход задает логику проектирования квалификационных требований к будущим педагогам, основанную на проведении анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности выпускника, на установлении соответствующих квалификационных характеристик и профессионально-важных качеств, на отборе содержания образования, обеспечивающего формирование квалификационных характеристик.

Для решения исследовательских задач в рамках проекта применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов в области образования, прогнозирование, проектирование, анализ, синтез, систематизация, классификация; педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, метод экспертных оценок.

Экспериментальной базой исследования явилось ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева». В эксперименте приняли участие бакалавры педагогического образования. Эксперимент проводился в течение 2015-2016 учебного года.

Описание и обсуждение результатов

В результате исследования:

– проанализирована и определена совокупность положений, идей и подходов, составляющих теоретико-методологическую основу использования кейс-измерителя как средства оценки профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования;

– выявлен дидактический потенциал кейс-измерителей как средства оценки профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования; определено, что выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживая причинно-следственные связи, выделяя ключевые проблемы и методы их решения; кейс-задания являются практико-ориентированными, их содержание предполагает использование комплекса умений и навыков для конструирования способа решения.

– предложен вариант конструкции кейс-измерителя как инновационного средства оценки профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования.

– разработаны экспериментально апробированы кейс-измерители по дисциплине «Педагогика» при оценке профессиональных компетенций в период текущего, промежуточного и итогового контроля.

Обсуждение результатов исследования проводилось в рамках научно-практических конференций и семинаров.

Используемые источники
Панина Г. С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
Бакиева, Ф. Р. Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 707–10.
Темина С. Ю., Андриади И. П. Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 3 – С. 2–4.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.
Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса //Инновации в образовании. – 2010. – № 3. – С. 15–36.
Information about the project
Surname Name
Yatcheva Tatiana
Project title
Case measuring instrument as estimative means of professional competence of the bachelor of pedagogical education.
Summary of the project
In work the possibilities a case measuring instrument as appraisal remedies of formation of professional competence of the bachelor of pedagogical education are considered.
Keywords
Case method (case-stadi), case measuring instrument, professional competence, bachelor of pedagogical education.