Регистрация / Вход
Прислать материал

"Использование лингводидактической игры при обучении английскому языку школьников младших классов"

Сведения об участнике
ФИО
Журавлёва Дарья Алексеевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
"Использование лингводидактической игры при обучении английскому языку школьников младших классов"
Резюме
Данная научно-исследовательская работа посвящена внедрению лингводидактической методики в процесс обучения учеников младших классов английскому языку и использованию лингводидактической игры на уроках английского языка в младших классах. Регулярное использование игровой методики на занятиях повышает мотивацию овладения школьниками английским языком, обеспечивает тренировку учащихся к выбору нужного речевого варианта и готовит их к ситуативной спонтанной речи, что подтверждается результатами проведенного эксперимента. Также данная методика развивает у обучаемых способность к общению на изучаемом языке и вырабатывает желание изучать язык вне учебного процесса.
Ключевые слова
Лингводидактическая игра, английский язык в начальной школе, игровая деятельность как коммуникативный приём, экспериментальное обоснование лингводидактических игр
Цели и задачи
Цель исследования заключается в моделировании и проверке влияния игровой деятельности на формирование умений и навыков учеником младшего школьного возраста на уроке английского языка.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
• обосновать необходимость использования лингводидактических игр в целях формирования навыков и умений школьников на уроке английского языка в младших классах;
• на основе анализа и изучения теории и практики обучения английскому языку определить принципы отбора и построения обучающих игр и особенности их проведения в школе как средства мотивации и активизации учебной деятельности;
• разработать картотеку лингводидактических игр, стимулирующих практику аудирования, говорения, формирующих положительные эмоции к английскому языку;
• предложить наиболее эффективный вариант проведения занятий по английскому языку с использованием лингводидактической игры и экспериментальным путём установить её эффективность;
Введение

В поисках путей повышения мотивации учебы школьников младшей и средневозрастной группы многие школьные учителя обращаются к феномену игры, как вида деятельности в условиях ситуаций, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников, стимулирования их интереса к иностранному языку. 

Нуждаются в теоретическом и практическом обосновании вопросы включения в учебный процесс по английскому языку обучающих игр, отвечающих современным требованиям по овладению английским языком школьниками в пределах требований школьной программы, а практическая значимость и актуальность нашей работы заключается в разработке технологий проведения обучающих игр на уроке английского языка и создании картотеки обучающих игр для 3-4 классов. 

 

Методы и материалы

При написании данной научной работы были использовании следующие методы исследования:

  • Критический анализ литературы. Было исследовано большое количество работ отечественных, советских и зарубежных психологов, методистов и педагогов для того, чтобы выявить различные взгляды на данный метод и отдельные нерассмотренные аспекты в подобном методе обучения иностранному языку, а также внести свои взгляды на данную проблему и выдвинуть гипотезу для более детального раскрытия и оценки эффективности данного метода.
  • Научное наблюдение. Согласно целям и задачам нашего исследования была выдвинута гипотеза, которая подтверждалась или опровергалась результатами экспериментального обучения английскому языку учеников младших классов.
  • Беседы. Для доказательства эффективности, а также выявления недостатков данного метода и совершенствования его в дальнейшем были проведены беседы с учениками и их учителями, а также с научным руководителем по результатам проведенного эксперимента, для того чтобы добиться объективных результатов, поскольку важны не только количественные показатели, но и субъективное мнение.
  • Моделирование. Для проведения эксперимента согласно учебному плану и школьной программе по английскому языку для учеников четвертых классов на уроках иностранного языка были смоделированы ситуации по методу лингводидактической игры. Однако, для сравнения традиционных методов обучения и лингводидактической игры уроки проводились и по привычной для учеников модели обучения.
Описание и обсуждение результатов

Эффективность лингводидактической игры попробуем экспериментально выявить с помощью практического применения лингводидактических игр на уроках английского языка, что проверялось в течении двух месяцев в гимназии с углублённым изучением немецкого языка «ЕУВК гимназия им. И. Сельвинского» (г. Евпатория, Респ. Крым).

Эксперимент складывался из следующих этапов:

  1. подготовительная работа;
  2. предэксприментальный срез;
  3. промежуточные срезы в ходе опытного обучения;
  4. итоговый срез;
  5. статистико-математическая обработка данных;
  6. анализ итогов опытного обучения и выводы;

Проведению эксперимента предшествовала формулировка гипотезы, определение количества и содержания срезов, а также способов контроля.

На начальном этапе эксперимента был проведен анализ оценок участников эксперимента по английскому языку за последнюю учебную четверть.

На первом этапе, предэкспериментальный срез, была проведена контрольная работа, где было необходимо перевести предложения с русского на английский язык. Затем был проведен анализ полученных результатов.

На втором, формирующем, этапе усвоение новой темы «My flat» в 4 «А» классе было проведено по стандартным методикам, а в 4 «В» классе усвоение новой темы «My town» было проведено с использованием лингводидактических игр. Затем ситуация была изменена – в 4 «А» классе проводились занятия по теме «My family» с применением лингводидактических игр, а в 4 «В» классе занятия по теме «Crimea», наоборот, без лингводидактических игр.

            На третьем этапе, постэкспериментальный срез, в 4 «А» классе был проведен еще один контрольный срез по теме «My family» и в 4 «В» классе по теме «Crimea». Целью этих контрольных работ было сравнить полученные результаты с результатами предэкспериментального среза, а также с результатами контрольных работ по темам «My flat» и «My town» на формирующем этапе.

В ходе эксперимента было установлено:

  1. Анализируя результаты учеников 4 «А» класса за контрольные срезы на предэкспериментальном, формирующем и постэкспериментальном этапе, можно сказать, что в первый месяц эксперимента, когда не проводились игры, успеваемость учеников снизилась, но незначительно, а во второй месяц, когда уроки проводились с применением лингводидактических игр, успеваемость учеников 4 «А» класса возросла.
  2. Анализируя результаты учеников 4 «В» класса за контрольные срезы на предэкспериментальном, формирующем и постэкспериментальном этапе, можно сказать, что в первый месяц эксперимента, когда на уроках проводились игры, успеваемость учеников увеличилась, а во второй месяц, когда уроки проводились без применения лингводидактических игр, успеваемость учеников 4 «В» класса резко снизилась.
  3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального обучения полностью подтверждает выдвинутую ранее гипотезу о положительном влиянии игровой деятельности на формирование у учащихся мотивации к изучению английского языка.
Используемые источники
1)Барабанова Г.В. Лингводидактическая игра в обучении английскому языку в средней школе / Г.В. Барабанова // Учебное пособие. – СевНТУ, 2012. – 84 с.
2) Басин Е.Я. Игра [Электронный ресурс] / Е.Я. Басин. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles
3) Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
4) Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин // Из опыта работы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.
5) Хейзинга Й. Homo Ludens / Й. Хейзинга // Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 416 с.
6) Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, м1978. – 304 с.
7)Dobson Julia M. Effective Techniques for English Conversation Groups / Julia M. Dobson. – English Language Programms Devision, DC, 1992. – 138 p.
Information about the project
Surname Name
Zhuravlyova Dariya
Project title
"The Use of Teaching Games at English Lessons in Primary School"
Summary of the project
This research work is devoted to the introduction lingvodidactical methods into the educational process of primary school at English lessons and its use. The regular use of gaming techniques in the classroom increases the pupils` motivation of mastering in English, provides students with the training of necessary to choice voice options and prepares them for situational spontaneous speech, which is confirmed by the results of the experiment. Also, this technique develops trainees' ability to communicate in the target language, and develops a desire to learn the language outside of the educational process.
Keywords
teaching game, English language in primary school, gaming action as communicative tool