Регистрация / Вход
Прислать материал

Коммуникативные особенности жанра "видеодиалог" в немецком языке

Сведения об участнике
ФИО
Тюрина Юлия Александровна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Коммуникативные особенности жанра "видеодиалог" в немецком языке
Резюме
В данной научной работе исследуется диалог, а также дистанционный диалог как жанр, анализируются коммуникативные и лингвостилистические особенности жанра видеовопроса на основе проекта ,,Frag den Kardinal“. В работе описывается теория диалога, дается характеристика его основным признакам, а также местоименному и неместоименному вопросительным предложениям, затем анализируется ряд видеодиалогов в рамках проекта австрийского кардинала Кристофа Шёнборна ,,Frag den Kardinal“ с точки зрения коммуникативных особенностей дистанционного диалога, смысловой конвергенции вопросов и ответов, а также значения ключевой лексики.
Ключевые слова
лингвистическая интерпретация текста, стилистика, коммуникация, дистанционный диалог, видеовопрос, жанр видеовопроса, анализ коммуникативных особенностей жанра видеовопроса, речевая характеристика, ключевые слова.
Цели и задачи
Цель исследования заключается в анализе коммуникативных особенностей жанра видеовопроса.
Поставленная цель предусматривает решение ряда конкретных задач:
описание диалогической речи и ее основных признаков;
характеристика вопросительных предложений, выявление различий между местоименным и неместоименным вопросительными предложениями;
характеристика кардинала Кристофа Шёнборна как участника проекта ,,Frag den Kardinal“;
выявление круга тем, вызывающих наибольший интерес у участников проекта;
выполнение лингвистического анализа диалогических единств;
определение роли ключевой частотной лексики в коммуникации между участниками проекта и кардиналом Шёнборном.
Введение

Познание сущности диалога выступает в современном мире как междисциплинарная проблема, поэтому в анализе диалогической речи сотрудничают специалисты различных областей знаний — лингвистики, литературоведения, психологии, педагогики, философии и культурологии.

Диалог является одним из самых актуальных вопросов современной лингвистики, его изучению всегда уделяется большое внимание. Изучению диалога посвятили свои работы многие зарубежные (G. Helbig, H. Griesbach, E. Hentschel, H. Weydt, W. Kürschner, KSommerfeldt и др.) и отечественные лингвисты (Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, В.Д. Девкин, Л.М. Михайлов, В.Н. Волошинов, М.М. Бахтин).

 

Методы и материалы

Исследование проводится, в соответствии с поставленными задачами, на основе интерпретативного, дискурсивного и контекстуального методов лингвистического анализа, а также метода компьютерного частотного анализа лексики, который используется для выделения ключевых лексем. Для описания закономерностей выбора средств языкового оформления высказывания и экстралингвистических ситуаций собеседников используется коммуникативно-прагматический подход.

Материалом для исследования послужили вопросы участников проекта и ответы кардинала Шёнборна. Всего было проанализировано 27 видеодиалогов, для подробного описания были отобраны 10 диалогов. Материалы представлены на сайте архиепархии г. Вена http://www.erzdioezese-wien.at/pages/inst/14428675/fragdenkardinal

Нами была разработана методика анализа дистанционного диалога. 

Анализ видеодиалога включает в себя ряд аспектов:

  1.  Анализ вопроса и экстралингвистической ситуации спрашивающего.
  2. Характеристика спрашивающего.
  3. Продолжительность и тема вопроса.

  4. Характеристика отвечающего и его экстралингвистической ситуации.

  5. Продолжительность и тема ответа.

  6. Речевая характеристика вопроса.

  7. Речевая характеристика ответа.

 

Описание и обсуждение результатов

 

На материале проекта австрийского кардинала Кристофа Шёнборна ,,Frag den Kardinal“ были исследованы коммуникативные и лингвостилистические особенности жанра видеовопроса.

Проанализировав 27 видеодиалогов, удалось установить, что видеовопрос кардиналу Шёнборну чаще всего задают юноши и мужчины в возрасте от 20 до 40-50 лет (13 вопросов), а также дети и подростки в возрасте от 4-5 до 16-17 лет (7 вопросов).

Чаще всего видеовопрос участников записывается на камеру, редко спрашивающие сами снимают свое видеообращение. Большинство участников задают вопросы, находясь в помещении (дома, в школе, в церкви, в спортивном зале и т.д.). Видеоответ кардинала всегда записывается на камеру, чаще всего в помещении. Во время ответа он всегда одет в служебное облачение.

Среди 27 проанализированных видеовопросов 25 вопросов задаются на немецком языке, 2 вопроса — на английском. Нужно отметить, что на английский вопрос кардинал отвечает по-английски.

В результате анализа видеовопросов выявлено, что участники чаще задают местоименный вопрос (18), чем неместоименный (9). Модальность инициирующих реплик всегда выдерживается в реагирующих репликах. В вопросах модальность чаще всего выражена с помощью модальных глаголов („wollen“) и наречий („gern“), а в ответах – посредством использования модальных перформативов („Ich glaube”), модальных слов и частиц („eigentlich“, „wirklich“, „ja“), модальных глаголов („dürfen“, „müssen“), а также с помощью словообразования („unbeschreiblich“, „unsichtbar“).

В ходе исследования удалось установить, что участников проекта „Frag den Kardinal“ чаще интересуют темы, связанные с религией. Например: ,,die Vorstellung von Gott“, „Papst werden“, „das Aussehen von Gott“, „das Verhältnis der Menschen zu der Messe“, „in den Himmel oder in die Hölle gehen“ и т.д.

Ключевыми словами вопросов являются лексические единицы, непосредственно связанные с темой вопроса, например, такие как: Gott, Papst, Jesus, die Messe. В большинстве случаев ключевые слова вопроса так или иначе звучат и в ответе кардинала (иногда он заменяет ключевое слово на контекстуальный синоним или перефразирует его). 

 В своих ответах кардинал опирается на личный и религиозный опыт, а также на Библию и на свой опыт в качестве профессора теологических наук.

Видеовопросы редко носят развернутый характер, ответы кардинала, в свою очередь, отличаются объемностью высказывания. Длительность ответа в большинстве случаев зависит от того, спрашивают ли его о конкретных вещах («Есть ли у Вас домашнее животное?») или абстрактных («Как вы представляете себе Бога?»).

Итак, в результате исследования 27 видеовопросов и ответов кардинала удалось установить, что компоненты дистанционного диалога взаимодействуют в коммуникативном, тематическом и семантическом плане. Также были выявлены коммуникативные тактики семантического расширения и уточнения в реагирующих репликах диалога.

 

Используемые источники
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Советский писатель», 1963. 470 с.
2. Девкин В.Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской. - М.: Высш. шк., 1981. 160 с.
3. Михайлов Л.М. Коммуникативная грамматика немецкого языка. - М.: Высш.шк., 1994. 215 с.
4. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986, С. 17-58 // Электронный ресурс: www.ruthenia.ru/apr/textes/jacub/jacub1z.htm
5. Griesbach H. Neue deutsche Grammatik // München, Wien, Zürich: Langenscheidt, 2000. 416 S.
6. Helbig G. Zu Problemen der linguistischen Beschreibung des Dialogs im Deutschen// Lpz.:DaF, 1975. H.2. S. 65-72.
7.Hentschel E., Weydt H. Handbuch der deutschen Grammatik // Berlin: deGruyter, 2003. 536 S.
8. Sommerfeldt H.-E., Starke G. Einführung in die Grammatik der deutschen Gegenwartssprache // Tübingen: Niemeier , 1998. 312 S.
Information about the project
Surname Name
Tyurina Yuliya
Project title
Communicative peculiarities of the genre "video-dialog" in the German language
Summary of the project
The study deals with the theoretic basis of the dialog and video-dialog, analyses communicative and lingua-stylistic peculiarities of the video-question on the basis of the Austrian project ,,Frag den Kardinal“. In the study is described the theory of the dialog, of his main characteristics and pronominal and nonpronominal questions. Video-dialogs as part of the project “Frag den Kardinal“ are analysed in order to discover communicative peculiarities of the video-dialog, semantic convergence of questions and answers and the meaning of key words.
Keywords
linguistic text interpretation, stylistics, communication, a video-dialog, a video-question, analysis of the communicative peculiarities of the genre “video-question”, linguistic characterization, key words