Регистрация / Вход
Прислать материал

Развитие креативных способностей школьников

Сведения об участнике
ФИО
Рыбкин Алексей Дмитриевич
Вуз
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Развитие креативных способностей школьников
Резюме
Данная работа посвящена проблеме развития креативных качеств личности школьников. В соответствии с целями исследования были рассмотрены теоретические аспекты изучения креативности. Разработаны уроки географии с использованием элементов креативных, а также программа развития креативности, интегрированная непосредственно в школьный курс истории 5-го класса. Для подтверждения эффективности разработанной программы был проведен мониторинг развития креативных качеств у школьников. Измерения проводились в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша. Проводимый мониторинг позволил подтвердить эффективность программы по ряду показателей.
Ключевые слова
Креативность, развитие, история, георафия, мониторинг, теория измерения латентных переменных, модель Раша.
Цели и задачи
Целью исследования является разработка эффективного инструментария развития креативности учащихся пятых классов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты изучения креативных способностей школьников;
– Разработать содержательные аспекты применения элементов креативных технологий на уроках географии в 5-х классах;
– Разработать содержательные аспекты применения элементов креативных технологий на уроках истории в 5-х классах;
– провести анализ эффекта проводимых занятий на развитие креативности школьников среднего звена на примере учеников пятых классов.
Введение

Актуальность исследования обусловлена стремительными изменениями в окружающей действительности, вызванными развитием науки и техники, в результате которых отпала необходимость в человеческом труде во многих отраслях. Исчезают целые профессии. Поэтому перед каждым человеком стоит нелегкая задача, как же остаться востребованным и конкурентоспособным в реалиях XXI века. Одним из вариантов решения данной проблемы является развитие личных креативных способностей.

Однозначного понимания креативности не существует. Споры о ее происхождении и ключевых характеристиках продолжаются и сегодня. Все это обуславливает тот факт, что развитие креативности является актуальным направлением в современной науке.

Методы и материалы

Методической и теоретической основой исследования является историко-аналитический и системно-деятельностный подходы к изучению креативности, научные разработки зарубежных и отечественных теоретиков, методистов, психологов и других специалистов в данной области.

Важным аспектом работы является проведение мониторинга эффективности работы по развитию креативных качеств личности в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша, являющейся современным инструментом для диагностики переменных данного типа.

 

Описание и обсуждение результатов

В рамках проведенного исследования были рассмотрены существующие определения креативности. Был сделан вывод, что креативность состоит из множества аспектов, которые имеют множество проявлений. Исходя из этого, были проанализированы различные критерии, подходы и методы измерения креативности, что является важным компонентом в развитии данного качества личности.

В соответствии с целями исследования были разработаны уроки географии направленные на развитие личностных креативных способностей учащихся 5-6 классов. Данные уроки позволяют развивать креативность учащихся, вместе со знаньевой составляющей компетенций.

Были разработаны задания в рамках школьного курса истории, призванные развивать креативные качества учащихся 5-6 классов. В основе данных заданий лежат эвристические методы развития креативности широко освещены в работах Андрея Викторовича Хуторского.

В целях оценки эффективности разработанных заданий был проведен мониторинг развития креативности школьников среднего звена на примере учеников пятых классов. Данный мониторинг позволил выявить положительную динамику аспектов креативности личности у школьников, что позволяет считать разработанный методический материал эффективным.

Результаты проведенного исследования имеют высокую практическую значимость, и могут быть использованы образовательными организациями, в целях развития креативности личности учащихся.

Используемые источники
1. Маслак, А. А. Основы измерения латентных переменных : учебное пособие / А. А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Издательский центр филиала КубГу в г. Славянске-на-Кубани, 2014.–217 с.
2. Маслак, А. А., Рыбкин, А. Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале любознательности школьников [Текст] // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 158–165.
3. Маслак, А. А., Рыбкин, А. Д. Мониторинг любознательности школьников в рамках программы формирования креативных качеств // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 10. – С. 253–261.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. 127 с.
5. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1965.
Information about the project
Surname Name
Rybkin Alexey Dmitrievich
Project title
Development of creative abilities of students
Summary of the project
This work is devoted to the problem of development of creative personality traits of students. In accordance with the objectives of the study were considered theoretical aspects of studying of creativity. Designed geography lessons using creative elements, as well as the program of development of creativity integrated in the school course of history of the 5th class. To confirm the effectiveness of the developed program was used to monitor the development of creative qualities in pupils. The measurements were carried out in the framework of the theory of measurement of latent variables based on the model of rush. Ongoing monitoring has confirmed the effectiveness of the program on a number of indicators.
Keywords
Creativity, development, history, geography, monitoring, Rasch model.