Регистрация / Вход
Прислать материал

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Сведения об участнике
ФИО
Соколовская Оксана Евгеньевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный экономический университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Науки о Земле, экология и рациональное природопользование
Раздел области наук
Экология
Тема
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Резюме
В проекте изучен возможности применения механизма государственно-частного партнерства для решения региональных экологических проблем, проанализированы причины мешающие эффективному развитию ГЧП в сфере переработки отходов производства и потребления, дан ряд рекомендаций.
Ключевые слова
Отходы производства и потребления, государственно-частное партнерство, экологические проблемы
Цели и задачи
Цель работы – анализ существующих проблем предложение мер для эффективного партнерства государства и бизнеса в сфере переработки отходов производства и потребления.
Задачи:
- раскрыть сущностные основы государственно-частного партнерства;
-проанализовать мировой и российский опыт применения механизма государственно-частного партнерства;
- проанализировать реализованные проекты и выявить существующие проблемы;
- дать рекомендации по совершенствованию инструментария внедрения ГЧП для решения проблем связанных с отходами.
Введение

Одной из острых экологических  проблем –  проблема отходов производства и потребления.

Проблемы в сфере переработки твердых бытовых отходов в России объясняются тем, что государство не способно в должной мере обеспечить её решение , а бизнесменов вложиться в индустрию отходов достаточно, но эта «индустрия» дорогая. Одному бизнесмену её не осилить. Вот почему важно партнёрство с государством – это объясняет актуальность данной тематики.

Для эффективного функционирования механизма ГЧП в нашей стране, прежде всего, необходимо решить существующие проблемы в данной области, ограничивающие возможности его применения. 

Проведен анализ возможности использования механизма ГЧП для реализации проектов в сфере управления ТБО в Свердловской области.

Методы и материалы

Был проведен анализ возможности использования механизма государственно-частного партнерства для реализации проектов в сфере управления коммунальными отходами в Свердловской области.

Методологической основой работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области теории заинтересованных сторон, управления проектами государственно-частного партнерства,экологической сферой в целом, законы Российской Федерации, указы президента России, постановления правительства страны и регионов, регламентирующие отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В исследовании использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логический анализ. В исследовательской работе использованы результаты исследований автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развития сферы обращения с отходами в Российской Федерации и за рубежом.

Описание и обсуждение результатов

С целью изучения проблем был проведен анализ нормативно-правовой базы и другие документы в которых отражено взаимодействие органов власти с бизнесом и выделены вопросы инвестирования и сделаны следующие выводы:  в Свердловской области развитие ГЧП в сфере обращения и переработки отходов производства и потребления находится в «зачаточном» состоянии. Хотя данная сферы указывается в нормативно-правовых актах как РФ, так и Свердловской области, в частности, как стратегическая, должной проработки организации ГЧП, поддержки бизнеса, желающего инвестировать в данную отрасль, нет.

Одна из ключевых проблем тормозящих эффективное развитие ГЧП это недоработанный механизм возврата инвестиций и плохая мотивация бизнеса для участия в проектах ГЧП.

Решению проблем, должны способствовать следующие меры:

  1. Необходимо упростить порядок попадания в реестр приоритетных проектов Свердловской области – большое количество документов и нечеткость требований к получению статуса «приоритетного» проекта вызывают отторжение у потенциальных инвесторов;
  2. Внести завод по переработке ТБО в городе Нижний Тагил в реестр приоритетных инвестиционных проектов в Свердловской области и рассматривать его в качестве «пилотного». В дальнейшем с учетом опыта реализации данного ГЧП проекта внести в реестр отдельное направление с перечнем проектов строительства мусороперерабатывающих комплексов в других муниципальных образованиях.
  3. Установить гарантии возврата частных инвестиций ко всем без исключения инвестиционным проектам ГЧП, реализуемым не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне (через пересмотр как федерального так и регионального закона об инвестиционной деятельности);
  4. Обеспечить не только создание, но и функционирование «Проектного офиса Свердловской области» для взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП и инвестиционных проектов, поскольку сейчас «Проектный офис» существует только на бумаге;
  5. Обеспечить финансовое стимулирование бизнеса для заключения концессионных соглашений с государством в сфере переработки отходов производства и потребления (в рамках областного бюджета):
  6. Рассмотреть возможность увеличения тарифов на утилизацию ТБО (с учетом инвестиционной составляющей) – данная мера будет непопулярна для населения, но приведет к существенному сокращению срока возврата инвестиций частным инвестором (Тариф за утилизацию ТБО в городе Екатеринбурге и составляет 214 рублей 47 копеек. Для сравнения в Москве данный тариф находится на отметке 437 руб/м3 в Санкт-Петербурге 389,51 руб/м3 в Новосибирске 149,86 руб/м3, в Перми 370 руб/м3. По данным показателям видно, что плата за утилизацию ТБО существенно ниже, чем в других городах «миллионниках» России. Она не покрывает расходы, которые затрачивает бизнес при утилизации и захоронении отходов производства и потребления.)
Используемые источники
Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе
Габдуллина Э.И. Оценка эффективности ГЧП как механизма взаимодействии власти и бизнеса
Государственно-частное партнерство в России
Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах.
Исследование институциональных особенностей формирования и развития механизма государственно-частного партнерства (на примере промышленного комплекса Свердловской области)
Муковенков А.Ю. Модернизация инфраструктурных объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства
Пахальчак, Г.Ю. Проблемы обращения с отходами производства и потребления и пути их решения (на примере Свердловской области) Экологическая безопасность промышленных регионов.
Information about the project
Surname Name
Sokolovskaya Oksana
Project title
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR SOLVING THE PROBLEMS ASSOCIATED WITH WASTE PRODUCTION AND CONSUMPTION (FOR EXAMPLE Sverdlovsk Region)
Summary of the project
One of the most pressing environmental problems - the problem of waste production and consumption.

Problems in the processing of municipal solid waste in Russia due to the fact that the state is not able to adequately provide its decision, and businessmen to invest in industry waste enough, but this "industry" darling. One businessman, not overpower it. That's why it's important partnership with the state - this explains the relevance of this topic.

For effective functioning of PPPs in our country, it is first necessary to solve the existing problems in the art, limiting the possibilities of its use.

The analysis of the possibility of using PPPs for projects in the field of solid waste management in the Sverdlovsk region.
n order to study the problems analyzed the legal framework and other documents which reflect the interaction of government with business and highlighted investment issues and made the following conclusions: in the Sverdlovsk region of PPP development in the field of treatment and recycling of waste production and consumption is in the "embryonic" state. Although the scope specified in the legal acts of both Russia and the Sverdlovsk region, in particular, as a strategic, a proper study of the PPP organization, business support, wants to invest in this sector, no.

One of the key problems hindering the effective development of this PPP is crude mechanism of the return on investment and poor motivation of businesses to participate in PPP projects.

Problem solving, should contribute to the following actions:

It is necessary to simplify the procedure for entering in the register of the priority projects of the Sverdlovsk region - a large number of documents and requirements to getting blurred "priority" status of the project cause rejection among potential investors;
Make a plant for the processing of solid waste in the city of Nizhny Tagil in the register of priority investment projects in the Sverdlovsk region and to consider it as a "pilot". In the future, taking into account the experience of implementation of the PPP project to make the registry a separate line with a list of projects for the construction of waste treatment facilities in other municipalities.
Set back guarantees private investment to any and all investment projects PPP implemented not only at the federal but also at the regional and municipal level (through the review of both the federal and regional law on investment activity);
To ensure not only the creation, but also the functioning of the 'Project Office of Sverdlovsk region "for cooperation between the state and business in the framework of PPP and investment projects, as now," project office "exists only on paper;
Provide financial incentives for businesses to enter into concession agreements with the government in the field of processing of industrial and consumer waste (in the framework of the regional budget):
Consider increasing the tariffs for solid waste disposal (including the investment component) - this measure will be unpopular for the population, but will lead to a significant reduction in the period of return on investment a private investor (Tariff for the disposal of solid waste in the city of Yekaterinburg and is 214 rubles 47 kopecks For comparison, in Moscow. the rate is at around 437 rubles / m3 in St Petersburg 389.51 RUB / m3 in Novosibirsk 149.86 RUB / m3, Perm 370 rubles / m3. According to the figures it is clear that the fee for the disposal of solid waste is significantly lower than in other cities, "one million" of Russia. It does not cover the expenses that a business spends at recycling and disposal of waste production and consumption.)
Keywords
Wastes from the production and consumption, public-private partnership, ecological problems