Регистрация / Вход
Прислать материал

Мотив игры в лирике В.Полозковой

Сведения об участнике
ФИО
Боровая Алена Викторовна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Мотив игры в лирике В.Полозковой
Резюме
В работе характеризуется мотив игры как основополагающий в лирике Веры Полозковой. Обосновывается реализация данного мотива на содержательном и структурном уровне. Основное внимание сосредоточено на театральности лирики поэта. Выявляется специфика ролевой лирики - наиболее характерного для Полозковой типа субъектной организации.
Ключевые слова
лирика, лирический мотив, игра, ролевая лирика, ритм
Цели и задачи
Цель работы – охарактеризовать своеобразие и конкретные воплощения мотива игры в лирике Веры Полозковой.
Цель определила задачи:
1. Обобщить исследования по проблеме «мотив», «игра в искусстве»;
2. Определить вариации реализации мотива игры на уровне содержания;
3. Выявить своеобразие и функции ролевой лирики.
4. Выявить проявления стилистической и ритмической игры в творчестве В. Полозковой.
Введение

Имя Веры Полозковой стало в последние годы своего рода эмблемой новой поэзии, существующей не только  и не столько собственно в тексте, сколько в особой культурной и субкультурной среде: интернет-пространство (Полозкова является активным блогером, автором Живого Журнала, и большинство ее поклонников – молодежь, находящася в этом же пространстве), глянцевые журналы, музыкальный театр. Несмотря на разность оценок, почти все критики сходятся в том,  что игра является одним из основополагающих начал поэзии Полозковой.Таким образом, объяснение феномена популярности Полозковой немыслимо без постижения своеобразия мотива игры, воплощенного в разных структурных аспектах. Этим объясняется актуальность работы с точки зрения предмета изучения.  

 

Методы и материалы

Мы будем рассматривать мотив игры в творчестве Веры Полозковой, в первую очередь, с позиций структурно-семантического метода, предполагающего неразложимость содержательного и формального уровня в тексте. Мы опираемся на теорию Ю.М. Лотмана, изложенную в работе «Структура художественного метода» и учитываем особенности «игры» В. Полозковой в контексте традиции. Так, содержательная составляющая мотива игры анализируется с учётом уже имеющейся в русской литературе традиции: развитие этого мотива в творчестве предшествующих авторов, следование традиционным вариациям развития этого мотива: жизнь-игра (театральность), игра в азартные игры, детские игры (игрушки – куклы и т.п.), игра на музыкальном инструменте.

С точки зрения структуры мы рассматриваем творческую игру с образами, субъектами речи, ритмом, стилем как неотъемлемую часть лирики изучаемого автора.

И наконец, мы учитываем специфику функционирования творчества В. Полозковой в современных реалиях, где среда бытования текста (интернет-пространство, авторский музыкальный театр) позволяют  появиться новым, не существовавшим ранее в поэтической традиции формам эстетического взаимодействия автора с читателем-слушателем-зрителем.

 

 

Описание и обсуждение результатов

Мотив игры является один из важнейших в лирике Веры Полозковой. Он соотносится со всеми остальные темами и мотивами: любви, одиночества, творчества, жизни и смерти и т.д., организуя все творчество поэта в единый художественный театр. В обращении к этому мотиву Полозкова традиционна: она развивает его в тех основных тематических аспектах, которые прямо или косвенно содержат семантику игры: детские игры, азартные игры, игра на музыкальных инструментах. Но самая характерная для лирики поэта вариация данного мотива связана с театральной игрой, воплощаемыми в первую очередь, на уровне содержания в развитии идеи «весь мир –театр, а люди в нем – актеры», а также на структурном, субъектном уровне -  в ролевой лирике, являющейся отличительной стилевой чертой творчества исследуемого нами автора. Игры, в которые играют герои Полозковой (и основной субъект речи, и чаще – объект его поэтического наблюдения) узнаваемы, традиционны, и очень разнообразны. Наиболее типичная роль, которую выбирает автор для своих героев, – мудреца, умудренного опытом философа.Кроме того, предметом изображения становятся все, кто вынужден играть ту или иную роль – от мачо до королевы, представленные психологически точно и достоверно.

Близок образу театра образ цирка, также характерный для лирики поэта. Мы видим развитие этой тематической разновидности игры в лексическом и ритмическом эксперименте, к которому часто прибегает автор. Полозкова «жонглирует» стилями (от высокого до грубо-просторечного), именами известных мыслителей, поэтов, писателей, музыкантов. Ритм стиха Полозковой изменчив, склонен к импровизации, чем напоминает джаз – наиболее часто упоминаемый вид музыкального искусства.

Итак, лирика Веры Полозковой пронизана мотивами игры. Это отражается в лирических героях, образах, создаваемых Полозковой, окружающих предметах и обстановке.

- Игра проявляется не только на содержательно-тематическом уровне, но и на структурном. Это помогает определить рифма, ритм, грамматические, синтаксические и лексические особенности.

- Яркой чертой игры в лирике Полозковой является ролевая лирика, в которой автор ярко показывает запоминающиеся образы.

- Нельзя не отметить театральность, которая так же присуща лирике Веры Полозковой.

Вера Полозкова использует в своей лирике маски для того, чтобы читатель (слушатель/зритель) смог представить нашу эпоху как на сцене, со всеми ее противоречиями, воплощенными у Полозковой в игре стилями (от возвышенно-поэтического до грубо-просторечного), сосредоточенного часто на бытовой, пошлой, разгульной стороне жизни. Воссоздается и культурный контекст, в котором находится лирическая героиня, и этот контекст (литературный, музыкальный, вообще культурный, философский и т.п) отличает ее от многих других героев, которые «играют» жизнь. И хотя в этом – традиция, идущая от романтизма, поэт наделяет её новым, современным содержанием.

 

Используемые источники
1. Бахтин М.М. Лекции по истории русской литературы.
2. Быков Д. Немаленькая Вера
3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Уч. Пособие/под ред. Л.В. Чернец.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд. 2-е, доп.
5. Глаголом жжет: интервью с поэтом Верой Полозковой // Гламур
6. Елистратова К.А. Ономастикон поэтического дискурса Веры Полозковой: лингвосемиотический аспект
7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Ю.М Лотман. Об искусстве.
8. Саломатин А. От кича к кэмпу.
9. Силантьев И.В. Сюжетологические исследования.
10. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии.
Information about the project
Surname Name
Borovaya Alena
Project title
Game motif in lyric V.Polozkova
Summary of the project
The work is characterized as a basic motif of the game in the lyrics Faith skid. Substantiates the realization of this motif on the content and the structural level. It focused on the theatrical lyric poet. It reveals the specifics of the role of the lyrics - the most typical of the skid type of subject organization.
Keywords
lyrics, lyric tune, game, role-playing the lyrics, rhythm