Регистрация / Вход
Прислать материал

Математика психологической устойчивости и стресса: методы и методики

Сведения об участнике
ФИО
Кользаус Николай Александрович
Вуз
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Алтайская академия экономики и права"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Математика психологической устойчивости и стресса: методы и методики
Резюме
Значительное повышение темпа жизни, социальные и политические изменения, увеличение экологических, эмоциональных и информационных нагрузок придают проблематике психологического стресса и, в особенности, проблеме индивидуальной устойчивости к стрессу особое звучание. Психологический стресс остается, как и десятилетия назад, одной из главных «болезней века», составляющей серьезную угрозу трудоспособности и качеству жизни населения развитых стран мира.
Ключевые слова
Психологическая устойчивость, локус контроля, стресс, методика формирования психологической устойчивости.
Цели и задачи
Цель проекта состоит в исследовании процесса формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды.
Задачи проекта:
1. Выявить теоретико-методологические аспекты процесса формирования психологической устойчивости личности к стрес-согенным факторам среды.
2. Исследование психологической устойчивости студентов пер-вого курса 17-18 лет к стрессогенным факторам среды.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Разработать план коррекционных мероприятий по оптимизации формирования психологической устойчивости перво-курсников к стрессогенным факторам.
Введение

Психологическая устойчивость личности к стрессу является интегральным показателем, в котором отражаются результаты её обучения и воспитания, а так же опыт взаимодействия с окружающей средой. Главными характеристиками психологической устойчивости личности являются возможность сохранения ею своих сущностных позитивных характеристик в трудных жизненных обстоятельствах.

Необходимость разработки адекватных методических средств для оценки индивидуальной устойчивости к стрессогенным факторам среды диктуется, по крайней мере, тремя важными обстоятельствами, которые рассматривали в своих работах Б.Ф. Ломов, Г.С. Никифоров, Т.Г. Стефаненко.

 

Методы и материалы

 

1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме.

2. Эмпирические методы: опрос, тестирование, обработка полученных данных.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются идеи личностного, социального и деятельностного опосредования, поисковой активности, саморегуляции человека, становления его индивидуальности. Особое значение имеют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении: К.А. Абульханова - Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, психологические теории развития личности: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А. Петровская.

Теоретическую основу исследования процесса формирования психологической устойчивости составили работы отечественных психологов И.Н. Козлова, Г.Е. Никифорова.

 

Описание и обсуждение результатов

Функциональное состояние студента, можно охарактеризовать как комплекс наличных характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение им своих учебных обязанностей.

Анализ исследований показал, что каждая стрессогенная ситуация в профессиональной или любой другой деятельности вызывает комплекс процессов оценки, согласований, урегулирований при взаимодействии человека со стрессорами.

Огромную роль в процессах оценки и регуляции играет психологическая устойчивость личности, важными составляющими которой являются: способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых); относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения: способность к эмоционально-волевой регуляции; адекватную ситуации мотивационную напряженность. Это целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, что особенно важно для студентов-первокурсников.

Результаты исследования позволили выявить некоторые особенности влияния характера учебного труда у студентов Алтайской академии экономики и права на их личностные качества: стремление к доминированию, высокая самооценка и др.

Полученные в ходе исследовательской работы результаты свидетельствуют о том, что студенты, входящие в группы, выделенные по признаку постоянство, имеют определенные различия по показателям всех методик.

Данные теоретико-экспериментального исследования, представленные в данной работе, отражают основные направления современных исследований в изучении особенностей стресса, механизмов психической регуляции этого состояния, личностных детерминант стрессового процесса и ряда других аспектов проблемы, которые должны быть предметом дальнейших исследований.

Для совершенствования психологической устойчивости студента можно использовать тренинг, который является методом воздействия на личность и группу. Целью разработанного тренинга явилась совершенствование психологической устойчивости студентов. Программа тренинга включала в себя четыре занятия: упражнения на знакомство, «разогрев», упражнения на выработку конструктивного общения, эмпатию и обратную связь.

Таким образом, исследование, представленные в данной работе, подтвердили гипотезу, что уровень психологической устойчивости у студентов-первокурсников в значительной степени зависит от постоянства, смысложизненных ориентаций, коммуникативных характеристик и удовлетворенности деятельностью, в целом нашла подтверждение.

Используемые источники
1. Абульханова-Славская К. А. жизни. – М.: Слово, 2005. – 220 с.
2. Адлер А. О нервическом характере. Под. Ред. Э.В. Соколова / пер. с нем. И.В. Стефанович. - СПб: Универс. Кн., 2005. – 290 с.
3. Андреева Г. М. Социальная . – М.: МГУ, 2007. – 330 с.
4. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал. – 2004. – Т. 2. – № 2. – С.2-10.
5. Аргайл М. счастья: Пер. с англ. – М.: Арс, 2004. – 220 с.
6. Бехтерев В.М. Избранные произведения. – Л.: Медизд., 2004. – 190 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Эко, 2003. – 260 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 2005. – 212 с.
9. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации: Пер. с англ. – М.: РАМИ, 2004. – 190 с.
10. Выготский Л.С. Проблема сознания / / Собр. соч. – М., 2004. – Т. 1. – 400 с.
Information about the project
Surname Name
Kolzaus Nikolai
Project title
Mathematics psychological stability and stress: methods and techniques
Summary of the project
A significant increase in the pace of life, social and political changes, increasing environmental, emotional and informational load give problems psychological stress and, especially, individual resistance to stress the issue of special significance. Psychological stress is, as decades ago, one of the main "disease of the century", constitutes a serious threat to the ability to work and quality of life of the population in developed countries.
Keywords
Psychological stability, locus of control, stress, method of formation of psychological stability.