Регистрация / Вход
Прислать материал

Самобытные черты в новгородской архитектуре 1680-х годов (Никольский собор в Вяжищском монастыре, Троицкий собор в Зеленецком монастыре, Знаменский собор в Новгороде).

Сведения об участнике
ФИО
Бабенкова Елена Андреевна
Вуз
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ""Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица""
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Культурология
Тема
Самобытные черты в новгородской архитектуре 1680-х годов (Никольский собор в Вяжищском монастыре, Троицкий собор в Зеленецком монастыре, Знаменский собор в Новгороде).
Резюме
В работе рассматриваются особенности культовой архитектуры Новгорода конца XVII века на примере трех построек (Никольский собор в Вяжищском монастыре, Троицкий собор в Зеленецком монастыре, Знаменский собор в Новгороде). Их объединяет схожая конструктивная основа - все постройки представляют собой четырехстолпное пятикупольное сооружение, а также общий заказчик - митрополит Корнилий. Несмотря на централизацию экономики, политики и культуры, в новгородской архитектуре сохраняются самобытные черты, что связано с желанием заказчика, с большим количеством местных зодчих, работающих при возведении памятников, а также со следованием строителей советам патриарха Никона в архитектуре
Ключевые слова
Архитектура, XVII век, древнерусская, узорочье, самобытность, Никон
Цели и задачи
Цель работы - определить самобытные черты новгородской архитектуры в рассматриваемых памятниках.
Главные задачи исследования: проследить этапы формирования четырехстолпного пятикупольного храма с подцерковьем в научно-исследовательской литературе; отметить основные приемы декоративного и конструктивного оформления храмовых сооружений в XVII веке; выявить влияние московской архитектуры на данные постройки; определить характерные черты новгородского зодчества, присутствующие в исследуемых сооружениях.
Введение

      XVII век - неоднозначный период в истории новгородской архитектуры. С одной стороны, региональное зодчество в это время находятся в подчинении у столичной архитектуры, с другой стороны, в рассматриваемых новгородских соборах появляются черты, характерные для местной архитектуры XV-XVI веков. Причинами трех соборов выбора стали: во-первых, общий заказчик трех соборов - новгородский митрополит Корнилий, во-вторых, единое время создания сооружений: 1680-е годы, в-третьих, наличие в постройках плановых, конструктивных и декоративных сходств. Это позволяет рассматривать данные сооружения как отдельное явление в истории древнерусского зодчества, а также выявить в  них самобытные черты, характерные для новгородской архитектуры.

Методы и материалы

Методология и методика исследования имеют комплексный характер и обусловлены выбором предмета исследования и основной целью данной работы. В работе были использованы художественно-стилистический и сравнительно исторический анализ, синтез, аналогия, классификация, обобщение и другие методы исследования.

Художественно-стилистический анализ в данной работе был связан с рассмотрением приемов в строительстве и декорировании храмовых сооружений, которые с одной стороны сближают постройки с памятниками московской архитектуры, с другой стороны, предоставляют возможность соотнести их с культовыми постройками Новгорода XV-XVI веков.

Сравнительно-исторический анализ предоставляет возможность проникнуть в эпоху строительства данных сооружений, понять различие в развитии различных регионов государства и влияние этого развития на особенности построек.

Синтез позволяет рассмотреть проблему строительства храмовых сооружений в XVII веке в общем, не затрагивая местных особенностей.

Аналогия дает возможность соотнести схожие черты новгородских построек со схожими элементами в московском зодчестве.

Классификация позволяет выделить типы построек по характерным признакам, был выделен тип четырехстолпного пятиглавого собора.

Описание и обсуждение результатов

 

           В данной работе было рассмотрено московское влияние на данные постройки, а также самобытные черты, сохраненные зодчими.

          Московское влияние проявилось как в повторении конструктивной формы культовых сооружений – возводились четырехстолпные трехапсидные пятикупольные соборы с подцерковьем и галереей-гульбищем, так и в декоративном убранстве построек.

            Были выделены принципы оформления новгородских сооружений, заимствованные у московского зодчества. Во-первых, это богатое оформление галерей соборов, резной декор аркад галереи и столбов крыльца. Во-вторых, использование нового приема декорирования фасадов сооружения – изразцовых вставок. В-третьих, резные наличники окон, прототипы которых можно выявить в московском зодчестве. В-четвертых, устройство в верхней части закомар ниш, которые позже оформляли живописными изображениями. В-пятых, начальная стадия формирования капителей в верхней части лопаток.

           Были выявлены причины своеобразия:

           Первая причина заключается в следовании церковных иерархов второй половины XVII века образцу «Северного храма» созданного Никоном в Иверском монастыре.

           Другая причина связана с привлечением к строительству новгородских памятников, каменщиков, работавших при возведении Иверского монастыря, которые привнесли опыт, полученный ими при строительстве никоновских построек в сооружения, строящиеся при митрополите Корнилии.

           Еще одна причина самобытности сооружений связана с тем, что Новгород после присоединения к Москве продолжает играть роль крупного ремесленного, культурного и торгового центра, где мастера, стараются сохранять традиции предыдущих столетий (XV-XVI веков).

         Соборы были выстроены на месте ранее существовавших построек, особенности которых могли также повлиять на декоративное оформление сооружений.

          Также были выделены самобытные черты сооружений, присущие культовым памятникам Новгорода XVI века.

          Одна из особенностей - невыявленность поэтажного строения сооружений, а именно отсутствие отметки уровня окончания  первого этажа на фасаде здания. Это также являлось причиной несоответствия внешнего и внутреннего вида собора. Если снаружи собор выглядит стройным, то внутри создается камерное пространство с низкими сводами и низкорасположенным центральным барабаном.

           Другая особенность – расположение декора на фасадах сооружения. Декоративное оформление было строгим и располагалось фризами в верхней части барабанов глав и апсид. Изразцовый декор также занимал определенные места, он располагался в виде вставок в ширинки в  галереях собора и крыльце, украшались также наличники окон.

           Данное исследование будет полезно для дальнейшего изучения Зеленецкого монастырского ансамбля XVII века, а также сопоставления данного полностью сохранившегося комплекса построек с другими монастырями данного периода.

Используемые источники
1.Антипов И.В. Новгородская архитектура времени архиепископов Ефимия II и Ионы Отенского.
2.Бусева-Давыдова И.Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени.
3.Вдовиченко М.В. Архитектура больших соборов XVII века.
4.Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 7. - СПб.: Изд-е Санкт-Петербургского историко-статистического комитета.
5.История русского искусства по ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева Т. II.
6.Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь.
7.Пятницкая Т.Н. Монастырские соборы конца XVII века юго-восточного Приладожья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени.
8.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура.
9.Секретарь Л.А.; Царевская Т.Ю. Знаменский собор.
Information about the project
Surname Name
Babenkova Elena
Project title
Original features in the Novgorod architecture of the 1680's (Nicholas Cathedral in Vyazhischskom Monastery, Trinity Cathedral in Zelenetskii Monastery, Znamensky Cathedral in Novgorod).
Summary of the project
The paper discusses the features of religious architecture of Novgorod the end of XVII century by the example of three buildings (St. Nicholas Cathedral in Vyazhischskom Monastery, Trinity Cathedral in Zelenetskii Monastery, Znamensky Cathedral in Novgorod). They are united by a similar constructive basis - all the buildings are chetyrehstolpnyh five-domed structure, as well as general customer - Metropolitan Cornelius. Despite the centralization of the economy, politics and culture, original features are preserved in the Novgorod architecture, which is associated with the desire of the customer, with a large number of local architects working at the construction sites, as well as by following the advice of the builders of Patriarch Nikon in the architecture
Keywords
Architecture, XVII Century, Old, Uzoroche, identity, Nikon