Регистрация / Вход
Прислать материал

Мотивация выбора профессии управленца студентами направления "Государственное и муниципальное управление" (на примере РУДН)

Сведения об участнике
ФИО
Семенова Инна Владимировна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Социальные науки
Тема
Мотивация выбора профессии управленца студентами направления "Государственное и муниципальное управление" (на примере РУДН)
Резюме
В работе анализируется теория социальных потребностей Д. Макклелланда и возможности ее применения для изучения мотивации выбора профессии студентами управленческих специальностей. В работе анализируются выделенные три типа мотивов как факторы, влияющие на трудовую деятельность человека и отражающие его первостепенное цели и задачи в профессиональной сфере. Кроме того, дается характеристика и описание особенностей людей с выраженными мотивами. Приводятся результаты исследования по определению выраженных мотивов при выборе профессии у студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», проведенного в декабре 2014 г. в Российском университете дружбы народов.
Ключевые слова
социология, мотивация, концепция социальных потребностей, профессия, государственный служащий
Цели и задачи
Выявить основные мотивы выбора профессии студентами специальности «Государственное и муниципальное управление», на основе различных мотивационных подходов (в частности концепции Д. Макклелланда). Выявить социальные представления студентов ГМУ о будущей работе. Составить образ «идеального госслужащего», на основе полученных результатов исследования.
Введение

Выбор специальности «Государственное и муниципальное управление» обусловлен рядом мотивов и потребностей, изучение которых далеко не всегда находится в сфере научных интересов современных исследователей. Ученые рассматривают проблемы профессиональной мотивации скорее уже на этапе трудовой деятельности человека, когда он уже начал взаимодействовать с трудовым коллективом и познакомился с особенностями профессии. Изучение мотивационных установок будущих чиновников, управленцев и госслужащих на раннем этапе, на этапе выбора профессионального пути, может сыграть большую роль в формировании государственного аппарата, состоящего из высококвалифицированных и ответственных  работников.

Методы и материалы
  1. Теоретико-методологической основой для проведения исследования являлась концепция социальных потребностей Д. МакКлелланда. В исследовании использовался метод массового опроса – анкетирование. Выборка составила 78 человек. При составлении анкеты использовались вопросы из опросников Ш. Ричи и П. Мартина, а также несколько интерпретаций вопросов из теста Герчикова. Анкета включала открытые и закрытые вопросы, проективные вопросы.
    Ответы на вопросы из теста Ш. Ричи и П. Мартина были обозначены как индикаторы основных мотивов по теории социальных потребностей Д. Макклелланда (мотив власти, мотив принадлежности, мотив  достижения).
Описание и обсуждение результатов
  1. В соответствии с концепцией Д. Макклелланда, в мотивационно-потребностной структуре личности можно выделить доминирующий мотив, активизирующий действия человека. К доминирующим мотивам Д. Макклелланд относит три основных: мотив власти, мотив достижения (успеха) и мотив принадлежности. Данные мотивы отражают внутренние потребности человека и его стремления. Потребность достижения (успеха), по мнению Д. Макклелланда, отражает стремление человека к доведению деятельности до успешного завершения. Это потребность предполагает как принятие на себя обязательства соответствовать установленным стандартам, так и самооценивание деятельности с учетом этих стандартов. Потребность в принадлежности отражает желание человека поддерживать, устанавливать и упрочнять положительно-эмоциональные, дружеские отношения с людьми окружающими его. Потребность во власти, в отличие от предыдущих потребностей, является наиболее специфичным образованием. Во-первых, можно выделить потребность человека в овладении источниками власти. Предполагается, что индивид стремится обладать средствами удовлетворения своих желаний, которые могут представлять собой определенный статус, престиж, материальное положение, а так же возможность контроля над информационными потоками или что-либо другое. Другая точка  зрения на потребность власти связана с пониманием ее как стремления применять власть ради нее самой. В этом случае главной потребностью человека выступает желание контролирования поведения людей или влияния на их поведение. В результате использования теории Д. Макклелланда, как методологической основы для проведения исследования, было определено, что на данный момент большинство будущих госслужащих (среди студентов ГМУ РУДН) имеет выраженную потребность в достижении (44% опрошенных). Они связывают свою будущую профессию с активной деятельностью по улучшению работы государственных органов с населением. Также считают, что наиболее значимым недостатком в государственной службе является большая ответственность госслужащего перед обществом и организацией. Для того чтобы госслужащий мог хорошо выполнять свою работу, он должен быть уверенным в своих действиях и стремиться к поставленной цели. Согласно результатам исследования Д. Макклелланда, люди с выраженной потребностью в достижении становятся успешными предпринимателями и бизнесменами. Они ориентированы на построение успешной карьеры и на достижение профессиональных целей. Опираясь на данные выводы, можно предположить, что студенты с доминирующим мотивом в достижении также стремятся к карьерному росту в государственной структуре, при этом рассматривая свою будущую профессию как поле для предпринимательской деятельности и возможность для развития бизнеса.
Используемые источники
Аткинсон Дж., Рейнор Дж. О. Мотивация и достижение. – Вашингтон. – 1974; Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург – 2002; Макклелланд Д. Мотивация человека. Серия «Мастера психологии». СПб: Питер, 2007; Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. // Изд. «Смысл». – 2004; Овчарова И.В. Гребенщикова Н.И., Анализ потребностей персонала на основе трехфакторной модели Макклелланда // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Мужвузовский сборник научных трудов. – 2010. - №2; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003; McClelland D.C. The Achieving Society. Martino Publishing, 2010, Reprint of 1961 edition.
Information about the project
Surname Name
Semenova Inna
Project title
Motivation of students of specialty “State and municipal management” in chose of future profession ( in base of theory of D. McClelland).
Summary of the project
Theory of social needs by D. McClelland was selected as a basic concept of the research motivation of students of specialty “State and municipal management” in chose of future profession. This concept offers the opportunity to identify the dominant motives of individual and to classify the motives according to the basic needs for achievement, power and affiliation. The aim of the sociological research in the master's thesis is to define motivational system in the choice of profession of public servants, with the help of the concept of D. McClelland. As a result of the theory D. McClelland, as a methodological basis for the study, we have determined that nowadays most of the future civil servants, among students that have specialty state and municipal managment PFUR has expressed need for achievement. They want to work with activities of improving work of state agencies with people. They consider that the most significant disadvantage in the public service is a great responsibility of civil servants to the society and the organization. State employee must be self-confident in his actions and strive for the goal and then he could do his job well.
Keywords
motivation, need for achievement, need for power, need for affiliation, McClelland, future profession.