Регистрация / Вход
Прислать материал

Автор в повествовательной структуре жития преподобного Авраамия Смоленского

Сведения об участнике
ФИО
Бурилкина Татьяна Викторовна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Филологические науки и искусствоведение
Тема
Автор в повествовательной структуре жития преподобного Авраамия Смоленского
Резюме
Проблема авторства в древнерусской литературе является одной из ключевых проблем. Это касается как атрибуции текста, то есть определения реального автора, так и форм проявления авторского сознания в тексте. Особенно интересно с этой точки зрения житие преподобного Авраамия Смоленского, написанное Ефремом. Постоянное присутствие в тексте сознания автора сильно влияет не только на повествовательную структуру жития, но и на его композицию. Текст жития Авраамия представляет собой смелый эксперимент Ефрема, его автора, проявить, подчеркнуть авторское начало в житии, даже создать собственное житие, хоть и через форму отрицания, «анти-жития».
Ключевые слова
житийная литература, житие, житие Авраамия Смоленского, автор, повествовательная структура
Цели и задачи
Целью этого исследования является выявление и классификация форм проявления авторского сознания в тексте, выявление их связи со сложной повествовательной структурой жития.
Введение

Проблема авторства в древнерусской литературе является одной из ключевых проблем. По словам Д.С. Лихачева, искусство средневековья «стремится выразить коллективные чувства», поэтому средневековый автор обычно не проявляет индивидуальные черты в тексте. С этой точки зрения интересно житие Авраамия Смоленского. Отличительной чертой жития является активное проявление авторского «я» в тексте. В.Н. Топоров обращает внимание на эту особенность и отмечает, что так называемый «я-текст» (повествование от первого лица) занимает ¼ часть от всего текста жития, что несопоставимо с другими житийными текстами. В центре внимания в нашем исследовании находятся формы проявления авторского сознания в тексте, их  место в повествовательной структуре жития.

Методы и материалы

Материалом исследования послужил текст жития преподобного Авраамия Смоленского, подготовленный Д.М. Буланиным [1], который публикуется по изданию С.П. Розанова [3]. Методом сплошной выборки нами были отобраны все случаи употребления в тексте грамматических конструкций с формой первого лица: конструкции с местоимением «азъ» («мы») (кроме местоимений, употребляющихся при цитировании); конструкции с глагольными формами первого лица; обороты, содержащие субъективную оценку повествователя. Найденные случаи были нами проанализированы с точки зрения их функции в тексте и классифицированы. 

Описание и обсуждение результатов

В ходе исследования было выделено несколько форм проявления авторского сознания в тексте жития:

1) собственная речь автора, молитва от первого лица

2) этикетные формулы от первого лица, связывающие разные линии повествования

3) комментарии, проявляющие личность автора, содержащие его субъективную оценку

4) комментарии автора, преследующие нравоучительную цель

5) повествование от первого лица о себе

С точки зрения присутствия в тексте форм проявления авторского сознания  «Житие преподобного Авраамия Смоленского» представляет собой интереснейший образец житийной литературы. Постоянное присутствие в тексте сознания автора сильно влияет не только на повествовательную структуру жития, но и на его композицию: этикетные части вступления и заключения сильно расширяются и играют уже не функцию рамки текста, а функцию полноценных частей сложного произведения, где, помимо героя, святого, появляется и другой активный персонаж – автор. Молитва от лица автора также появляется в середине текста, прерывая основное повествование. Включение в повествование слов автора, пусть и предельно обобщенного, выраженного грамматически союзом «мы», позволяет разветвлять линейное повествование, включая тексты других произведений, евангельские и библейские сюжеты, тем самым рождая новые смыслы в произведении. 

Стоит отметить, что интенсивность включения авторских отступлений по мере развития действия увеличивается: появляется все больше отсылок к другим текстам, личность Авраамия как бы уходит на второй план. В конце жития автор полностью сосредотачивается на своей личности, обращается к Богу с молитвой о прощении грехов безотносительно к житию и личности святого.

Житийная литература подчинялась устоявшейся системе этикетных формул, строго ограничивавших свободу средневекового автора. Средневековое мировоззрение (автор-носитель божией идеи, а не своей), функционирование текстов в нелитературных сферах (церковная, политическая в случаях с другими жанрами)  заставляло писателя максимально нивелировать собственное «я», вводить формы авторского присутствия согласно строгим канонам. Текст жития Авраамия представляет собой смелый эксперимент Ефрема, его автора, проявить, подчеркнуть авторское начало в житии, даже создать собственное житие, хоть и через форму отрицания, «анти-жития». 

Используемые источники
Литература:
1. «Житие Авраамия Смоленского» Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. [Электронный ресурс] // URL.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4949 (Дата последнего обращения 6.05.2016)
2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд.- М.: Наука, 1979 – 360 с.
3. Розанов С.П. Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912, с. 1—24
4. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). – М.: «Языки русской культуры», 1998. – 864 с., 33 ил. (вклейка после страницы 800).
5. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси Сост., примеч. С.С. Бычков. – М.: Мартис, 2000.- 268 с.
Information about the project
Surname Name
Tatyana Burilkina
Project title
The author in the narrative structure of the life of St. Abraham of Smolensk
Summary of the project
Authorship problem in Old Russian literature is one of the key problems. This applies to the attribution of the text, i.e. determine the real author, and forms of manifestation of the consciousness of the author in the text. Particularly interesting from this point of view, the life of the Reverend Abraham of Smolensk, written by Ephraim. The constant presence in the text of the author's consciousness greatly affects not only the lives of the narrative structure, but also its composition. The text of the life of Abraham is a bold experiment of Ephraim, the author, to show, to emphasize the author's origin in the conversation, even create your own life, and even through the denial form of "anti-lives."
Keywords
hagiographic literature, lives genre, the life of Abraham of Smolensk, the author, narrative structure