Регистрация / Вход
Прислать материал

Методы формирования научного мировоззрения у школьников старших классов

Сведения об участнике
ФИО
Горынина Маргарита Андреевна
Вуз
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Методы формирования научного мировоззрения у школьников старших классов
Резюме
В работе проведен анализ литературы по вопросам возрастной психологии, выявлены основные особенности старшего школьного возраста. В ней выявлены основные методы формирования научного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста.
Ключевые слова
педагогика, научное мировоззрение, старшеклассники, методы познания
Цели и задачи
Цель данного исследования заключается в определении универсальных методов, способствующих формированию научного мировоззрения у школьников старшего школьного возраста. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. выявить основные особенности обучения учащихся старших классов;
2. рассмотреть эвристический/частично-поисковый метод;
3. проанализировать возможность применения метода научной абстракции;
4. описать взаимодействие методов анализа и синтеза;
5. провести статистический анализ эффективности методов предлагаемых методов обучения.
Введение

На сегодняшний день в сфере российского образования происходят качественные изменения, которые непосредственно определяют стратегию и цели школьного образования. Так, одной из ведущих целей является развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Актуальность формирования научного мировоззрения у российских школьников определяется потребностями общества, которые подразумевают непрерывное развитие интеллектуального потенциала личности и самостоятельное освоение новых областей знаний. 

Методы и материалы

Специфика проводимого исследования обусловила выбор данных методов, позволяющих решить поставленные задачи: анализ педагогической литературы позволил выявить основные особенности обучения старшеклассников; анализ литературы по вопросам возрастной психологии помог определить особенности старшего школьного возраста и возникшие в связи с ним изменения в учебной деятельности; метод абстрактного моделирования в данном исследовании носит прогностический характер и позволяет рассмотреть возможность применения заявленных в исследовании методов на практике.

Описание и обсуждение результатов

В настоящей работе были выявлены характерные для данного возрастного периода особенности обучения, которые обуславливаются психологическими отличительными чертами этого школьного возраста. На основе полученных результатов были отобраны наиболее универсальные методы формирования научного мировоззрения учащихся. Так, в исследовании были описаны выбранные методы (эвристический метод, методы анализа и синтеза, метод научной абстракции) и оказываемое ими влияние на мышление старшеклассников. Данные методы развивают способность строить причинно-следственные связи, учат работать с различными источниками информации и формируют устойчивые межпредметные связи.

Результаты  работы могут быть в дальнейшем использованы при проведении схожих исследований в различных предметных областях с целью разработки иного подхода к обучению школьников старшего школьного возраста.

Исходя из положений, указанных в работе, можно сделать следующие выводы:

1.         Сознательный процесс обучения обусловлен степенью сформированности научного мировоззрения.

2.         Использование данных методов способствует развитию критического мышления учащихся и познавательной самостоятельности.

3.         Учащиеся старших классов обеспечены базой для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

Используемые источники
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2013. 306 с.
2. Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, МПСУ, 2008. - 240 c.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. учебник для бакалавров / В. А., Сластенин, В.П. Каширин. М.: Юрайт, 2013. 609 с.
Information about the project
Surname Name
Gorynina
Project title
The methods of the senior pupils the scientific view of the world forming
Summary of the project
The work presents analysis of developmental psychology literature and the basic features of senior pupils. The author indicates the main methods of the senior pupils the scientific view of the world forming.
Keywords
the scientific view of the world, senior pupil, the way of thinking, heuristic method, method of analysis, method of synthesis, method of scientific abstraction.