Регистрация / Вход
Прислать материал

Распределение внимания у детей с задержкой психического развития.

Сведения об участнике
ФИО
Ветрова Екатерина Андреевна
Вуз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
Распределение внимания у детей с задержкой психического развития.
Резюме
В данной статье описаны особенности распределения внимания младших школьников с задержкой психического развития, доказана актуальность изучения данного свойства внимания. Предоставлен анализ специальной литература по данной проблеме. Подобраны методики для изучения распределения внимания, а также разработан список рекомендаций по развитию внимания таких школьников.
Ключевые слова
Задержка психического развития, вторичная задержка, внимание, распределение внимания, развитие.
Цели и задачи
Цель работы: выявление особенностей распределения внимания младших школьников с задержкой психического развития в условиях индивидуального обучения.
Задачи исследования:
1. Анализ исследований по проблеме развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявление уровня и особенностей развития у учащихся первого класса центра образования «Ступени».
3. Разработка комплекса упражнений для развития распределения внимания младших школьников с задержкой психического развития в условиях индивидуального обучения.
Введение

С каждым годом, число детей с психическими нарушениями становится все больше. При многих вариантах дизонтогинеза вторичным дефектом выступает задержка психического развития (ЗПР). Нарушения психических процессов при вторичном и первичном дефекте ЗПР похожи.  Большую роль в формировании психических процессов играет развитие внимания. 

Проблема развития внимания младших школьников с задержкой психического развития как первичного, так и вторичного характера в специальной психологии недостаточно изучена. Однако, данная проблема в наше время актуальна,  поскольку именно недостатки внимания обуславливают большинство трудностей, с которыми сталкиваются такие школьники во время обучения.

Методы и материалы

 

Для изучения распределения внимания учащихся была использована методика «Прокалывание кружочков». При выполнении методики «Прокалывание кружочков» мы предлагали детям бланк, на котором изображены кружочки (15 х 20) при этом некоторые из кружочков помечены крестиками (2 раза крестиком помечаем каждый второй кружок; 2 раза – каждой третий; 2 раза – каждый четвертый; затем снова каждый второй и т.д.). Детям мы предлагали ручкой или карандашом прокалывать все кружочки, кроме кружочков, помеченных крестиками, и при этом отвечая на простые вопросы: Как настроение? Как тебя зовут? Как зовут твоих родителей? и др..

Для определения уровня развития внимания, мы учитывали количество правильно сделанных строк, таким образом, наши результаты разделились по уровням. На низком уровне расположились те испытуемые, которые правильно выполнили 0-7 строк, на среднем уровне оказались те, которые выполнили правильно 8-14 строк, 15-20 правильно выполненных строк у учащихся с высоким уровнем распределения внимания. 

 

Описание и обсуждение результатов

На высоком уровне развития распределения внимания оказался один человек. Тоня допустила ошибку только в одной последней строчки. На вопросы отвечала, не отвлекаясь от бланка.

На Среднем уровне развития распределения внимания оказалось 11 человек. Яна, Лена вычеркнули без ошибок 13 строк, дети отвечали на вопросы, не отвлекаясь от бланка на протяжении всего исследования. Павел правильно вычеркнул 12 строк: допустил одну ошибку в начале исследования, отвечал на вопросы, не отвлекаясь от работы, в середине стал допускать ошибоки,  в конце исследования, на вопросы отвечал не всегда, отвлекался от работы, для того что бы ответить на вопрос. Александр, вычеркнул 12 строк. Но в течении всего исследования, отвлекался от работы, отвечая на вопросы. В середине и конце, допустил ошибки. Дарья вычеркнула 12 строк: в начале отвечала на вопросы, не отвлекаясь от работы, но допуская ошибки, затем для того что бы ответить на вопрос, отвлекалась от прокалывания кружочков. Анастасия и Никита выполнили без ошибок 11 строк. При этом, Анастасии было легче отвечать на вопросы в начале исследования, а Никите в конце, оба испытуемых допустили ошибки в середине и конце бланка. Иван и Дима вычеркнули правильно 9 строк, отвечали на вопросы отвлекаясь от выполнения бланка, поэтому затратили больше времени, чем остальные участники на выполнение данной методики. Иван начал допускать ошибки с начала исследования, так как отвлекался на вопросы. Дима допустил наибольшее количество ошибок в середине и конце. Никите в начале исследования было тяжело сосредоточится на выполнении задания, учащейся отвлекался и допускал ошибки, однако ему удалось вычеркнуть правильно 8 строк.

На низком уровне развития распределения внимания оказалось 3 человека. Все учащиеся оказавшиеся на данном уровне не могли сосредоточится на прокалывании кружочков отвечая на вопросы. Валентин – правильно выполнил 5 строк, отвечая на вопросы отвлекался от выполнения задания, ошибки начал допускать с начала бланка. Влад (4 класс) на протяжении выполнения всего задания отвлекался от бланка не только на вопросы, но и на посторонние стимулы, задавал много вопросов, ошибки начал допускать с первой строки бланка. Влад (1 доп. класс) работал медленно, на вопросы отвечал, отвлекаясь от выполнения работы, ошибки встречались на протяжении всего бланка.

В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, что в основном уровень распределения внимания у младших школьников в условиях индивидуального обучения с ЗПР находится на среднем уровне, что не отличается от развития распределения внимания у детей с ЗПР, которая выступает как первичный дефект. Для них характерен замедленный темп деятельности, возвращение к заданию. В то время как младшие школьники с высоким уровнем распределения произвольного внимания, изначально задают темп своей работы и придерживаются его, минимально допуская ошибки, не сбиваясь.

Используемые источники
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2015. – 858 с.
3. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. - 154с.
4. Лебединская К.С. Задержка психического развития и пути её преодоления: Обзорная информация. Вып. 13. – М.: 1976. – 47 с.
5. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий // Журнал практического психолога. – 2000. – № 10-11. – С. 184-192.
Information about the project
Surname Name
Vetrova Ekaterina
Project title
Allocation of attention in children with mental retardation
Summary of the project
This article describes the features of the distribution of attention of younger schoolboys with a delay of mental development, proof of the relevance of the study of the properties of attention. In the specialized literature on the subject was analyzed during work contact. Chosen method for the study of the distribution of attention and developed a list of recommendations for development of attention of students.
Keywords
Mental retardation, secondary retention, attention, attention distribution, development