Регистрация / Вход
Прислать материал

БЛОГ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сведения об участнике
ФИО
Михайленко Марина Евгеньевна
Вуз
Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный университет"
Тезисы (информация о проекте)
Область наук
Гуманитарные и социальные науки
Раздел области наук
Психологические и педагогические науки
Тема
БЛОГ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
Резюме
Интернет становится повседневной реальностью для современных школьников. В этих условиях неизбежен пересмотр организационных форм, принципов и методов обучения: наблюдаются тенденции увеличения доли самостоятельной работы учащихся, отхода от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов обучения, увеличения объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. В процессе исследования была описана содержательная и структурная сторона блога, изучены особенности, функции и возможности; изучен механизм ведения блога учителя иностранного языка, создан блог и разработан алгоритм использования блога в школе.
Ключевые слова
Блог, педагогическая коммуникация
Цели и задачи
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема использования блога, как средства педагогической коммуникации, в качестве образовательно-методического ресурса требует более глубокого рассмотрения. Педагогическая коммуникация – целенаправленный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками, задачами которого является обмен информацией, успешное обучение и воспитание, создание благоприятного психологического климата и эмоционального контакта; процесс, который реализуется с помощью различных средств коммуникации.
Цель исследования: разработка и апробация блога учителя с целью оптимизации преподавания иностранного (английского) языка в средней школе.
Цель исследования определила его задачи:
• на основе анализа научной литературы дать содержательную и структурную характеристику блога;
• выявить педагогические возможности блога учителя иностранного языка, изучить его особенности и функции;
• раскрыть механизм ведения блога учителя;
• разработать экспериментальную модель блога учителя английского языка;
• разработать алгоритм использования блога учителя иностранного языка.
Введение

Ресурсы сети Интернет являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Интернет становится повседневной реальностью для современных школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования.

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема использования блога, как средства педагогической коммуникации, в качестве образовательно-методического ресурса требует более глубокого рассмотрения. 

 

Методы и материалы

В данной работе используется следующие методы исследования:

  • теоретические: теоретический анализ научной литературы, сравнительный анализ функционирующих блогов учителей;
  • практические: анкетирование, создание экспериментальной модели блога, наблюдение, опрос. 
Описание и обсуждение результатов

В ходе нашего исследования была разработана модель блога учителя английского языка. Название блога - “English is fun!” (Английский- это увлекательно!), в котором скрывается идея, послужившая толчком к его созданию. Мы хотели подчеркнуть, что работа с блогом, как средством педагогической коммуникации, станет увлекательным и интересным занятием для учащихся. В содержание блога включены следующие структурные компоненты: Home (Домашняя страница), About (О создателе блога), Improve your skills (Совершенствуй свои умения), Blog (Блог).

В процессе нашего исследования выяснилось, что блог может сочетать в себе все возможности средств мультимедиа, с возможным выбором наиболее действенных с точки зрения характера и методики преподавания языка, а также наиболее приемлемых с точки зрения технических возможностей конкретного учебного заведения. Применение блога на уроках иностранного языка позволит охватить широкий ряд вопросов, не предусмотренных учебной программой.

Следует отметить также возможность удаленного контроля выполнения учениками поставленных задач, обеспечение необходимых возможностей для проявления креативности и возможности коррекции ошибок без грубого вмешательства в процесс обучающего общения.

Блог является уникальным средством педагогической коммуникации, благодаря блогу учитель способен установить положительный эмоциональный контакт с каждым учеником, поддержать в его выходе на общение, оказать ему помощь, стимулировать активное проявление свойственных только его личности особенностей.

Таким образом, использование новейших информационных технологий в учебном процессе предоставляет широкие возможности для:

  • вступления учащихся в живую коммуникацию;
  • активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера;
  • для творческой активности учащихся;
  • совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;
  • мотивации учащихся к изучению иностранного языка и культуры.

Интеграция блога в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;
  • пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;
  • знакомить учеников с культуроведческими реалиями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.
Используемые источники
1. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации.- М.: Флинта, 2015.
2. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам: сущность, история, современность// Иностранные языки в школе. - №3, 2013.
3. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012, № 1 (17). С. 120-133.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка - Иностранные языки в школе. – 2009. – № 3.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся - Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8.
6. Филатова А.В., Титова С.В. Технологии ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков. - М.: Икар, 2014.
Information about the project
Surname Name
Mikhaylenko Marina
Project title
Foreign Language Teacher's Blog as a Means of Pedagogical Communication
Summary of the project
Internet has become a common reality for students nowadays. In these circumstances, a revision of the teaching methods, principles and training of new teachers is unavoidable. Observed trends show the increase of students who share their works, from traditional lessons in which explanatory and illustrative methods are predominant, to more practical and creative tasks that include more research and interaction. The project describes the objectives and structure of the blog, and describes its characteristics, functions and advantages. The creation of a foreing language teacher's blog allows the access to information and to a blog-designed algorythm to be used at school.
Keywords
Blog, Pedagogical Communication